Падение Кундуза Автор: ДУБНОВ Аркадий
Кундуз брали с трех сторон. Тремя колоннами, со всех направлений, откуда в этот крупнейший провинциальный центр Северного Афганистана ведут дороги. С юга, со стороны Кабула, с востока, со стороны афганского Бадахшана и с севера, до границы с Таджикистаном там совсем близко, несколько десятков километров…
Боевики вошли в 400-тысячный город на рассвете 28 сентября, еще не было 4-х часов утра. Сопротивления, практически, они не встретили. Части афганской национальной армии успели отойти на две свои базы, одна на окраине города, вторая в кундузском аэропорту. В городе было лишь несколько полицейских.
Это кажется странным, но в Кундузе в этот понедельник не оказалось ни губернатора, ни главы местного подразделения сил безопасности, не было и армейского начальства. Как будто город приглашал боевиков.
Пройдет два дня и экс-глава афганской разведки Амрулла Салех публично обвинит губернатора Мохаммада Омара Сафи, практически, в измене. Оказывается, за несколько дней до нападения на Кундуз, он уехал погостить к родственникам в Таджикистан, а затем и вовсе оказался в Лондоне…
А нынешний глава разведки Рахматулла Набиль вынужден был принести извинения афганскому народу за то, что силы безопасности не смогли предотвратить падение Кундуза.
Как утверждают осведомленные афганские источники, накануне атаки на Кундуз в соседних с ним уездах местные жители были свидетелями того, как вертолеты, похожие на те, что находятся на вооружении афганской армии, — российского производства и закупленные на средства международной коалиции, — доставляли боевикам амуницию и вооружение. Откуда, — неизвестно. Однако, если учесть, что в организации лагерей подготовки боевиков в северных провинциях афганские власти не раз обвиняли пакистанскую межведомственную разведку ISI, то можно допустить, что и на этот раз пакистанский след здесь присутствовал…
Обвинял пакистанцев и западников в том, что они организуют переброску боевиков в северные провинции, и экс-президент Афганистана Хамид Карзай. Правда, происходило это в рамках неформального общения с иностранными дипломатами в кулуарах июльского саммита ШОС в Уфе…
…Первым в то утро в Кундузе был захвачен местный госпиталь, затем резиденция губернатора, потом офис местной нацбезопасности. Как выяснилось, именно сотрудников этой структуры боевики надеялись обнаружить в госпитале, однако там были только местные жители. Безуспешно искали среди них и чиновников, застали только врачей.
Как утверждают очевидцы, нападавшие звонили по телефону своим командирам и спрашивали, что делать с врачами?
- Не трогать, получили в ответ, — они еще нам пригодятся
Разговор велся на узбекском языке, но не на том его диалекте, на котором говорят афганские этнические узбеки, а на «родном» разговорном, том, что распространен среди узбеков в Центральной Азии.
Отсюда главный вывод: в нападении на Кундуз участвовали не только талибы, то есть, этнические пуштуны или другие афганцы… Кроме них, еще и боевики Исламского движения Узбекистана(ИДУ – запрещенной в России), старейшей экстремистской структуры региона, созданной в начале 1990-х годов молодыми тогда узбекскими религиозными активистами Джумой Намангани и Тахиром Юлдашевым.
Последний из них был убит в том же Кундузе под бомбежками американской авиации в октябре 2001 года в самом начале военной операции «Несокрушимая свобода», развернутой после организованных «Аль Каидой» терактов в США 11 сентября того года.
Автору этих строк довелось в те дни стать свидетелем, как в Кундузе моджахеды под командованием лидера афганских узбеков Абдул Рашида Дустума разоружали и брали добровольно сдававшихся в плен под Кундузом несколько сотен талибов. Среди них были очевидцы гибели Тахира Юлдашева… Спустя несколько дней эти талибы подняли восстание в крепости Калай-Джанги под Мазари Шарифом, которое удалось подавить только бомбардировкой с воздуха срочно вызванной на подмогу американской авиацией.
И вот снова Кундуз, снова талибы вместе с ИДУ.
Впрочем, сегодня это уже другое поколение ИДУшников, присягнувших недавно на верность ИГИЛ… И снова американская авиация бомбит талибов, точнее, теперь их коалицию с ИДУ, тем самым, что присягнул на верность недавно ИГИЛ.
А если учесть, что в северных провинциях Афганистана «Талибан» и ИГИЛ не воюют между собой, в отличие от южных провинций, где по-прежнему они нередко входят в клинч в борьбе за контроль над выращиванием опия и наркотрафиком, то приходится констатировать следующее: на севере Афганистана мы имеем дело с вооруженными исламистскими структурами, объединенными общей «крышей» с явным доминированием ИГИЛ.
Между тем, эффективность американских бомбежек не слишком высока, несмотря на них, талибы наращивают свое присутствие в Кундузе. Американцы избегают атаковать цели в жилых районах города, чтобы исключить гибель гражданского населения и именно эту особенность поведения иностранных военных учитывают талибы, располагая свои позиции в городских кварталах.
По сведениям, полученным из международных организаций в Кабуле, нападавшие продемонстрировали странную избирательность, расправляясь с офисами западных структур. К примеру, они полностью разграбили, а затем подожгли офис Миссии ООН по содействию Афганистану(UNAMA), а офис Детского фонда ООН(UNICEF) не тронули.
Тем не менее, все ооновские автомобили талибы реквизировали и катаются на них по городу.
Разграбили они и офисы местных банков. Сотни тысяч долларов наличными оказались в руках талибов.
30 сентября наступление исламистских боевиков продолжилось в другой северной провинции, Баглан, они вошли в ее административный центр Пули-Хумри, имеющий стратегическое значение, поскольку через него проходит дорога из Кабула на север страны. Если так пойдет дальше, то следующей провинцией, которая окажется под коалицией «Талибан»/ИДУ, станет Фарьяб, пограничная с Туркменистаном.
Происходящее показывает неспособность афганской армии и сил безопасности, подготовленных западной коалицией, самостоятельно противостоять исламистским силам, поддерживаемым извне. При этом трудно ожидать, что эта коалиция будет готова снова воевать «на земле» с противниками кабульского режима. Очевидно, что это должно вынудить президента Афганистана Ашрафа Гани быть еще более покладистым в переговорах с исламистами о дележе власти в стране. Это в лучшем случае…
Что же касается возможной экспансии исламистской коалиции за пределы северных границ Афганистана, на пространства постсоветской Средней Азии, и того, как она будет там встречена, то эта тема требует отдельного внимательного рассмотрения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Источник>>> |