8 января 1982 г. 40-я годовщина ввода штатных мотоманевренных пограничных групп в Афганистан.
00:01
22 декабря 1981 г. Советское руководство принимает решение о вводе в страну специальных подразделений Пограничных войск КГБ СССР.
8 января 1982 г. в северные провинции ДРА начался ввод штатных пограничных подразделений (ММГ ПВ КГБ СССР), и уже в феврале началась планомерная очистка полосы ответственности погранвойск от бандформирований.
На фотографии: офицеры РММГ 68-го ПогО на вводе ММГ в Калайи-Нау: слева направо верх: замполит РММГ Бурцев С.К., нач. 3 ПЗ Волошин Борис, начман Волк Василий Михайлович, нач. 2 ПЗ Гранин Евгений, нач. 1 ПЗ Владимир Иванович Киженцев, низ: замполит 3 ПЗ Шевченко Олег, зампотех Виктор Петроченко, замполит 1 ПЗ Денисов Алексей Валерьевич.
22 декабря 1981 г. Советское руководство принимает решение о вводе в страну специальных подразделений Пограничных войск КГБ СССР общей численностью до 8 тыс. человек на глубину до 100 км, включая провинциальные центры (Центр хранения современных документации (ЦХСД), ф. 89, переч. 10, док. 4, л. 1). Пограничники наряду с основной задачей по охране государственной границы на территории Афганистана получили дополнительную - по борьбе с вооруженными группами оппозиции даже вне зоны ответственности спецподразделений пограничных войск. Была значительно увеличена группировка специальных подразделений погранвойск и расширена зона их ответственности. Появилась возможность привлечения к боевым действиям советских пограничников подразделений и частей афганских пехотных дивизий (17, 18 и 20-й), подразделений царандоя и органов безопасности. На момент начала ввода ММГ обстановка характеризовалась наличием в северных провинциях около 320 бандгрупп общей численностью до 22500 человек. Из них в зоне ответственности насчитывалось соответственно около 150 бандгрупп и до 11500 бандитов, имеющие на вооружении миномёты, пулемёты и другие виды стрелкового оружия.
Источники информации: 1. Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: трагедия и уроки. - М. Жуковский: Граница; Кучково поле, 2006. - 352 с. 2. На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. - М.: Граница, 2000. - 504 с. 3. ПО ПЕРИМЕТРУ ГРАНИЦЫ АФГАНИСТАНА: Записки генерала пограничных войск КГБ СССР / И.Д. Ярков.-2-е изд., испр. - Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2010. - 352 с.
Подробности ввода в Афганистан штатных пограничных мотоманевренных групп:
15 октября 1981 года Ю.В. Андропов предупредил В.А. Матросова (строго конфиденциально) о предстоящем выполнении подобной задачи, подчеркнув, что с этой идеей к нему неоднократно обращался маршал Д.Ф. Устинов. Вскоре за подписью Ю.В. Андропова и Д.Ф. Устинова были подготовлены записка в ЦК КПСС и проект постановления Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по стабилизации обстановки в северных провинциях ДРА», где был кратко изложен замысел действий и порядок его исполнения. Для реализации намеченных мер предусматривалось сформировать девять мотоманевренных групп (из них две - резервные).
***
Учитывая опыт применения предшествующих подразделений (СБО, ММГ и др.), в том числе и неудачный, в штабе особо тщательно прорабатывалась структура и боевой состав мотомангрупп, которым предстояло действовать в основном самостоятельно.
Потери военнослужащих органов и войск КГБ СССР за 1979–81 гг. составили 79 человек
***
Перечень сформированных осенью 1981 г. мотоманевренных групп:
Тахта-Базарский пого: РММГ «Тахта-Базар» (сформирована в КСАПО на базе Тахта-Базарского пого) ММГ-1 «Калай-Нау» (сформирована в КСЗПО на базе Выборгского пого и КВПО на базе Ошского пого)
Керкинский пого: РММГ «Керки» (сформирована в КСАПО на базе Керкинского пого) ММГ-1 «Меймене» (сформирована в КДПО на базе Хабаровского пого) ММГ-2 «Шибирган» (сформирована в КППО на базе Ракверского пого и КДПО на базе Хабаровского пого)
Термезский пого: ММГ-1 «Мазари-Шариф» (сформирована в КЗакПО на базе Сухумского пого и КТПО. 1 ПЗ и МБ формировались на базе Камень-Рыболовского пого вместе с ММГ-2) ММГ-2 «Ташкурган» (сформирована в КТПО на базе Камень-Рыболовского пого)
Пянджский пого: ММГ-1 «Имамсахиб» (сформирована в КЗабПО на базе Даурского и Сретенского пого) ММГ-2 «Талукан» (сформирована в КВПО на базе Ошского пого)
Из статьи В. Шевелева «Тысяча дней моей жизни, или за завесой секретности», рассказ «Два долгих дня в октябре», журнал «Пограничник Содружества», апрель-июнь 2005 г.: «В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 22 октября 1981 года «О дополнительных мерах по оказанию интернациональной помощи ДРА» с 8 января 1982 года в северные провинции Афганистана вводились подразделения советских пограничных войск. Генералам предстояло определить места их дислокации и формы боевого применения. Общая численность пограничников составляла всего 7 тыс. солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Но боеспособность их оценивалась высоко – это был тщательно отобранный личный состав. Пограничники были сведены в заставы и мотоманевренные группы, хорошо вооружены и оснащены боевой техникой для действий в условиях сильно пересеченной местности: имели тяжелое оружие – БМП, БТР, минометы 120 и 82 мм, СПГ-9, боевые вертолеты. Начальник Пограничных войск КГБ СССР генерал армии В.А. Матросов, обводя указкой зону ответственности войск, иронично комментировал: «Пограничников, дай Бог здоровья благодетелям, не обошли вниманием – отвалили приличный кусок». В зоне ответственности пограничников оказались центры важнейших провинций Герат, Бадгис, Фарьяб, Джаузджан, Балх, Саманган, Кундуз, Тахор, Бадахшан, а также северные города, примыкающие к границам Советского Союза, - Хайратон, Мазари-Шариф, Шиберган, Тулукан, Файзабад – с населением свыше 2 млн. человек, добывающей промышленностью, газопроводами, сетью автомобильных дорог, мостов, тоннелей. Северные провинции составляли основу аграрного сектора народного хозяйства страны. Пограничники выставляли десятки гарнизонов. Из них большинство – постоянной дислокации».
С различных участков советской границы уже начали свой путь в Среднюю Азию 7 вновь сформированных однотипных мотоманевренных групп. Во второй половине декабря эти подразделения вышли в районы сосредоточения на всем протяжении советско-афганской границы. При каждой ММГ формировались оперативные группы первичного звена. На них возлагались задачи разработки и непосредственного проведения частных операций в зонах ответственности». Обстановка в северных провинциях ДРА накануне ввода подразделений оценивалась как сложная, но позволяющая, выполнить задачу. Особое беспокойство вызывала ситуация в провинциях Балх и Тахор, где отмечались наибольшая концентрация сил мятежников и их активность, в том числе в самих центрах провинций — городах Мазари-Шариф и Талукан.
В приграничных с СССР провинциях ДРА планировалось очистить от мятежников районы севернее линии Файзабад - Талукан - Кундуз - Айбак - Мазари-Шариф - Меймене и содействовать закреплению в этих районах местных органов власти. В реализации этих задач значительная роль отводилась пограничным мотомангруппам, последовательный ввод которых начался с первой декады января 1982 г. в ходе серии операций «Долина-82».
8 января 1982 г. в северные провинции ДРА начался ввод штатных пограничных подразделений, и уже в феврале началась планомерная очистка полосы ответственности погранвойск от бандформирований.
Первые мотомангруппы были введены в Калай-Нау, Мазари-Шариф, Ташкурган, Андхой и Меймене организованно, при надежном боевом охранении (в том числе воздушном) и без каких-либо острых ситуаций. При этом поддерживалось тесное взаимодействие с армейскими частями 40-й армии и афганскими пограничниками. В районах Мазари-Шарифа и Андхоя разведкой были установлены формирования мятежников численностью 40-60 человек каждая. Ударами вертолетов и огнем бронетехники они были рассеяны и ликвидированы.
В оставшиеся дни января - начале февраля завершался последний этап ввода подразделений ПВ в ДРА. На этом этапе проводилась операция на направлении Имам-Сахиб — Талукан. Район Талукана (центр провинции Тахар), по данным разведки, характеризовался наличием крупных сил мятежников. Поэтому к операции привлекались значительные силы: шесть маневренных групп (в том числе одна десантно-штурмовая), эскадрилья вертолетов, бронетехника (78 БТР и БМП). В операции участвовали также подразделения Душанбинской 201-й мотострелковой дивизии (артбатарея, танковый и мотострелковый взвода) и 20-й афганской пехотной дивизии (2 пехотных батальона). Общее руководство действиями войск осуществлял генерал В.А. Матросов, непосредственно руководил операцией начальник оперативной группы САПО полковник А.Ф. Борисов. Операция в целом прошла успешно. Наиболее активное сопротивление мятежники оказали лишь в районе Имамсахиба и на начальном этапе движения на Талукан, но ударами вертолетов и огневых средств были рассеяны, значительная их часть (около 400 человек) — уничтожены. Было изъято более 130 единиц стрелкового оружия, в том числе пулеметы, противотанковые мины и пр. (среди трофейных документов оказалось два письма — сообщения мятежникам о наших предстоящих действиях). 3 февраля 1982 г. при проведении операции «Долина-82» в районе к. Вазирхан при заходе на цель в горном ущелье для нанесения ракетно-бомбового удара ответным огнем противника был пробит редуктор и выведен из строя один из двигателей вертолета капитана Платошина Владимира Валентиновича. При этом получил ранение старший летчик-штурман старший лейтенант Руденко Владимир Викторович. Командир экипажа не растерялся, выключил «подбитый» двигатель, на одном работающем долетел до ближайшей посадочной площадки в районе нашего подразделения и благополучно произвел вынужденную посадку. Взяв на борт группу авиационных специалистов, Ф.С. Шагалеев доставил их к месту вынужденной посадки. После устранения боевого повреждения двигателя вертолета лично перегнал подбитую машину на базовый аэродром Пяндж. 5 февраля 1982 г. в операции «Долина-82» при вводе мотоманевренной группы в Нанабад авиационное прикрытие колонны осуществляла пара вертолетов Ми-8. Командир экипажа майор В.Ф. Краснов и сидящий на правом сидении слушатель академии командир звена вертолетов капитан А.В. Пьяных. На высоте 300 м вертолет майора В.Ф. Краснова получил боевые повреждения от стрелкового оружия, в результате чего произошел отказ одного двигателя. При выполнении вынужденной посадки вблизи Нанабада на не ровную и изрезанную оврагами площадку в результате грубого приземления произошла поломка шасси и хвостового винта вертолета. Экипаж получил ушибы, сотрясения головного мозга и был сразу эвакуирован в госпиталь. Вертолет восстановлению не подлежал и был уничтожен по решению руководителя операции генерала армии В.А. Матросова. 6 февраля мангруппа вошла в Талукан, а 7-8 февраля она совместно с ротой царандоя провела зачистку района своей предстоящей дислокации (на северо-восточной окраине Талукана). Успех этой операции, (несмотря на утечку информации о ее подготовке), был в значительной мере обусловлен применением верного тактического принципа: действовать не прямолинейно, «в лоб», а сочетать фронтальное передвижение (особенно в горах, в дефиле, в населенных пунктах) с выходом (высадкой) на флангах, изоляцией маршрута продвижения подразделений, занятием господствующих высот наблюдателями, снайперами, пулеметчиками. Такой принцип, кроме тактических преимуществ, обеспечивал и сохранение личного состава от неоправданных потерь. С развертыванием мангруппы в Талукане практически завершился план выхода и размещения наших подразделений в шести центрах приграничных провинций ДРА. Кроме этих, подразделения ПВ (мангруппы, СБО, отдельные заставы) располагались более чем в 15 других важных пунктах афганского приграничья, включая гарнизоны на Малом афганском Памире от Восточного погранокруга.
Теперь группировка ПВ насчитывала около 3,5 тыс. личного состава, была достаточно обеспечена бронетехникой, вооружением, техническими средствами и располагала надежной авиационной поддержкой Марыйского авиаполка и Душанбинской отдельной авиаэскадрильи. В начале 1982 г. САПО имел 40 вертолетов. На каждый пограничный отряд, охранявший советско-афганскую границу, приходилось от двух до четырех и более подразделений, действовавших в приграничных районах ДРА на глубину до 100 км и более. Для прибывших в новые районы подразделений уточнялись боевые задачи в зоне их ответственности, отрабатывались вопросы организации связи и взаимодействия, охраны и обороны мест дислокации, проводились другие необходимые мероприятия. Этим подразделениям предстояло решать новые сложные задачи. Февраль и март 1982 г. на границе и в приграничных провинциях ДРА были относительно спокойными.
Спасибо «Афган» за выбранное и выложенное фото (сделанное мной для своих товарищей) для своего материала. Оно действительно было сделано в январе 1982г. Но. В качестве дополнения. Указанные даты формирования и ввода несколько отличаются от заявленных. Так РММГ 68 пого (Тахта-Базарского) была сформирована и уже отправлена в ДРА в ноябре-декабре 1981г. Первое место ее дислокации был Бала-Мургаб. Где было проведено несколько боевых операций (фото с: трофеями, лагерем РММГ, офицерами РММГ, за тот период, размещены мной в разделах данного форума). В т.ч. https://mmg-karabag.ucoz.ru/photo/foto_s_bazy/2. В последующем, в январе 1982г. РММГ: 1. была задействована для встречи и сопровождения к месту постоянной ее дислокации: ММГ 1 «Калый –Нау» (прибывшей из КСЗПО). 2. А затем была возвращена на свою базу в Бала-Мургаб. Т.е. по официальным данным РММГ якобы начала действовать на территории ДРА только в январе 1982г. А фактически с декабря 1981г.