Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Газеты

Категории каталога
Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [54]
Рассказы [15] Стихи [367] Книги [38] Сборники [7]

статья из газеты "Пограничник Северо-Востока"
Пыль, мины и засады афганских дорог…
Утром просыпаешься, а волосы примерзли к подушке", - вспоминает Владимир
Колбасов. Зимой температура воздуха опускалась до 8-10 градусов мороза. В
палатке оперативной группы пограничников к утру, когда переставали топить
печку, становилось ненамного теплее, чем за её брезентовой стенкой. Такими
стали первые впечатления для офицера от службы в Афганистане.
Майор Владимир Колбасов оказался в числе первых пограничников, вступивших
на афганскую землю. 8 января 1980 года мотоманевренная группа Термезского
погранотряда пересекла Пяндж по знаменитому железнодорожному мосту,
который связывал Советский Союз и Афганистан. Владимир Колбасов являлся
заместителем начальника оперативной группы, возглавлявшей ММГ.
Лагерь группа разбила под Мазари-Шарифом. Место дислокации определили в
чистом поле, открытом со всех сторон. Предполагали, что у моджахедов на
открытой местности будут меньше возможностей для обстрела базы.
Пограничники начали обустраиваться на новом месте. Разбили палатки,
которые обложили мешками с песком на уровне первого яруса койки, чтобы при
нападении укрыться за ними от пуль. Весной в лагере начали рыть блиндажи.
Открыто нападать на базу мотоманевренной группы душманы не решались.
Однако с самого начала они внимательно следили за каждым шагом
пограничников. Душманы использовали систему оповещения, придуманную еще во
времена бронзового века. Едва группа покидала базу, на близлежащих горах
один за другим загорались предупреждающие костры.
Учебный пункт моджахедов
Первой крупной операцией, в которой участвовал Владимир Колбасов, стала
зачистка от боевиков города Ташкурган. Самый мятежный город Северной
провинции Афганистана Ташкурган контролировал единственную дорогу, ведущую
из Хайратана в Кабул. С древнейших времен там пролегал караванный путь.
Издревле считалось: кто владел Ташкурганом, тот владел дорогой.
Во время операции в Ташкургане пограничники впервые взаимодействовали с
правительственными войсками. Обученность и моральные качества их оказались
невысокими. Во время зачисток населенных пунктов первыми в них входили
правительственные войска. Но как только звучал первый выстрел, афганцы
либо отступали, либо вовсе разбегались. "Можно было и в спину пулю от них
получить", - замечает Владимир Колбасов.
Однажды возле Мазари-Шарифа афганский батальон, охранявший строившиеся
мукомольный комбинат и пекарню, решил провести учения. Стрельбище разбили
рядом с базой мотоманевренной группы. Как-то раз вместо мишеней огонь они
открыли по позициям пограничников. К счастью, никто не пострадал.
"В Афганистане проводили целые операции по призыву, не то, что наши
военкоматы", - смеется Владимир Колбасов. Подразделения церандоя окружали
кишлак и забирали всю молодежь. Потом проверяли. Тех, кто в армии не
служил, призывали. А среди них нередко попадались и активные боевики. Те
при первом удобном случае, захватив оружие, возвращались к душманам.
Пограничники иногда шутили, что действующая армия Афганистана - учебный
пункт для моджахедов.
Потому в поселках, где наши войска восстанавливали народную власть, она
держалась всего 2-3 месяца. Потом ее представителей либо расстреливали
моджахеды, либо они сами сбегали. Днем городом руководили официальные
представители власти, но ночью в нем безраздельно господствовали душманы.
Они захватывали у местного населения машины и автобусы и ехали, куда им
требовалось. Дороги в темное время суток почти не контролировались. Хотя
формально афганцы их охраняли, реально же закрывали на перемещения
моджахедов глаза. Вывешивали сушить портянки или подавали иной знак,
обозначавший, что путь свободен.
Когда группа пограничников выдвигалась на операцию, даже руководящему
составу местных воинских частей и афганских органов безопасности (хад) не
называли место действия. Перед заданием им указывали район, где будет
проходить операция, чтобы те собирали необходимые сведения.
Едва кто-то из афганцев узнавал о планах наших войск, душманы мгновенно
получали упреждающую информацию. Поэтому были разработаны приёмы,
позволяющие вводить в заблуждение противника. Например, когда группа
уходила на засады, к месту предстоящей операции близко не подъезжали.
Выбирали другой участок, где проводили мнимую рекогносцировку. Ночью
возвращались в нужную точку. В противном случае могли нарваться на
душманскую засаду.
Минная война душманов
Наряду с засадами излюбленной тактикой душманов оказалось минирование
дорог и троп. Самым страшным оружием мождахедов стали итальянские
противотанковые мины. Их корпус сделан не из металла, а из пластика.
Потому миноискателем их обнаружить было невозможно. Найти итальянские мины
можно лишь визуально или с помощью собаки. Моджахеды тщательно их
маскировали. Конструкция мины рассчитана на пропуск от одной до пятнадцати
машин. Поэтому когда устанавливали фугас, по нему несколько раз проезжал
автомобиль, чтобы утрамбовать над ним землю. А чтобы не учуяли собаки,
поливали место установки мин бензином или другой сильно пахнущей
жидкостью.
Группе Владимира Колбасова не раз приходилось сталкиваться с итальянскими
минами. Однажды минометная батарея шла по дороге, которая оказалась
заминирована. Бомбу моджахеды установили на пятую или шестую машину.
Несколько автомобилей проехали спокойно.
Фугас взорвался под машиной с расчетом 122-миллиметрового миномета. Раму
автомобиля скрутило в спираль, орудие получило повреждения, однако из
бойцов никто не пострадал.
На операции, длившиеся 10-15 дней, солдаты брали с собой матрасы.
Минометный расчет сидел в кузове на стопке из 6 матрасов. Когда взорвалась
мина, бойцов выбросило из машины. Но они, благополучно приземлившись,
отделались легким испугом.
Открой личико, Гюльчатай!
Владимир Колбасов возмущается, когда слышит рассказы о "зверствах"
советских войск в Афганистане. Перед зачисткой вокруг города или кишлака
ездила громкоговорящая установка, оповещавшая людей о необходимости
покинуть дома. Мирным жителям давали 3 часа на сборы и объявляли места
выхода. Только по истечении обещанного срока в населенный пункт входили
войска.
Чтобы из кольца не выбрались душманы, создавались фильтрационные пункты,
делившиеся на 2 половины: женскую и мужскую. Русским строго запрещалось
подходить к мусульманкам. Потому проверяли беженок женщины
правительственных войск или афганских органов безопасности. За порядком
наблюдали старейшины.
Обязательно проверяли лица афганских женщин. Вместо восточных красавиц под
паранджой могли скрываться бородатые лица моджахедов. Поначалу нередко
беженки прятали под одеяниями автоматы, надеясь на то, что никто их не
будет обыскивать. Тогда пограничники придумали хитрость. На пропускных
пунктах ставили афганцев с миноискателем. Прибор сразу же срабатывал на
металл. И "контрабанду" под паранджой обнаруживали.
Мужчины тоже проходили проверку. Агент хада либо солдат, живший в этом
кишлаке, садился в БТР. В бронетранспортере открывали амбразуру для
стрельбы, откуда агент видел всех, кто проходил через пропускной пункт.
Как только он узнавал бандитов, то сразу сообщал.
В тех местах, где войска не перекрывали выход из окруженного поселения,
ставили минные поля. Чтобы вырваться из кольца, душманы пропускали перед
собой колонну из женщин и детей, служивших "минными тральщиками". Их и
записывали в жертвы советских войск.
С пленными разделывались, как с баранами
Владимир Колбасов не раз лично сталкивался со зверствами, творимыми
моджахедами. Однажды его группа нашла труп афганского пограничника, с
которого живьем сняли кожу. Афганцы привыкли свежевать туши баранов и с
такой же легкостью разделывались с пленными. На лодыжках жертвы делали
надрезы, под кожу запускали воздух и похлопыванием гнали по телу. После
таких манипуляций кожа сама отделялась от мышц. От страшных мучений у
человека наступал болевой шок.
Владимиру Колбасову приходилось и освобождать афганских пленников. Самой
длительной операцией, проведенной офицером, стал поиск советских
специалистов, строивших мукомольный комбинат под Мазари-Шарифом.
Душманы захватили автобус, в котором находились 15 человек. Одного
строителя ранили, потому что он пытался оказать сопротивление бандитам при
захвате. Когда моджахеды уводили пленников в горы, 15-летний подросток из
банды перерезал ему горло. У душманов самой позорной казнью считается,
когда человеку, как барану, перерезают горло и спускают кровь.

На снимке Владимир Колбасов (справа)

Поиски велись 2 месяца. Душманы выдавали пленников за летчиков,
обстреливавших афганские кишлаки. Когда освобождали специалистов, они едва
не погибли. Но в самый последний момент, как в фильме, наступил "хэппи
энд".
Никто из советских пограничников в плен к моджахедам не попал. Хотя один
солдат едва не остался у душманов.
Неосторожность, стоившая жизни
Пока ММГ находилась на операции, боец решил сходить в самоволку. В
Мазари-Шарифе у него служил друг водителем командно-штабной машины,
прикомандированной к подразделению хад. Желание увидеть земляка победило
соображения осторожности. Солдат сел в автомобиль советника афганца,
который стоял на базе, и пристроился за машиной, ехавшей на мелькомбинат
за водой. Бойца благополучно выпустили из лагеря.
Однако до друга он не доехал. По дороге в Мазари-Шариф он перепутал
поворот и попал прямо к душманам. Неизвестно, как сложилась бы его
дальнейшая судьба, если бы рядом не проходило подразделение церандоя. Они
отбили солдата у моджахедов. Парень отделался ранением в руку.
Как замечает Владимир Колбасов, такие нарушения дисциплины были единичными
случаями. Хотя солдатам порой взбредало в голову немало глупостей. Едва
группа зашла в Афганистан, бойцов кто-то научил, что во время операции
надо заранее разгибать усики у гранат.
И перед началом первой операции бойцы последовали совету "знатока". О том,
что гранаты уже по сути дела находятся на боевом взводе, офицеры и не
догадывались.
Боец, вылезая из бруствера, запнулся о корень верблюжьей колючки и упал.
Чека у него вылетела. Сержант увидел, что случилось, и закричал: "Стой, не
шевелись! У тебя нет чеки!" Но солдатик вместо того, чтобы остановиться,
решил действовать самостоятельно. Он сунул руку в подсумок. Одно
неосторожное движение - запал сработал, и граната взорвалась. В подсумке у
солдатика лежали 2 гранаты - оборонительная Ф-1 и наступательная РГЗ-5.
Взрывом бойца буквально разорвало на части. 15 человек, находившихся
рядом, получили осколочные ранения.
День пограничника для них стал последним…
Самым страшным эпизодом афганской войны для Владимира Колбасова стала
засада, в которую попала мотоманевренная группа, неподалеку от города
Балх.
Дату Владимир Колбасов помнит отчетливо - 28 мая 1981 года. В День
пограничника группа возвращалась с задания. До базы оставалось идти 3
часа. Никто из группы не знал, что за очередным поворотом в "зеленке"
притаилась банда, состоявшая из 50 душманов. 15 гранатометчиков поджидали
группу. Головной дозор они пропустили и открыли огонь по основной группе
пограничников.
Благо, что колонна шла в готовности к отражению внезапных нападений.
Афганские гранатометчики успели сделать только по одному выстрелу, как
пограничники сразу открыли по ним огонь из минометов.
Бандиты подбили КШМ, возглавлявшую колонну. Радист в ней с оторванной
рукой, истекая кровью, успел передать сообщение о душманской засаде. Он
погиб, как и большая часть экипажа машины.
Когда после боя пограничники прочесывали окрестные заросли, нашли
окровавленные бинты и одежду, брошенные ранцы с зарядами от гранатометов…
Во время трагической операции Владимир Колбасов вспоминает интересный
случай. В колонне шел бензовоз, наполненный соляркой. Мождахеды почти в
упор выстрелили в машину из гранатомета. На доли секунды воцарилась
тишина. Но граната, пробив обе стенки цистерны полетела дальше. Заводской
брак гранаты спас жизни многим.
В бою, длившемся около полутора часов, погибли 8 человек, 20 получили
ранения.
Такую цену платили наши войска за оказание интернациональной помощи…

Лейтенант Дарья Слабука.Фото автора.
Cвежий выпуск

Источник: http://www.svrpu.ru/psv/3970/100.shtml

Категория: Газеты | Добавил: Sergei (27.03.2010)
Просмотров: 3906 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
4 Николай  
0
Друзья, мы ведь сами знаем как все было. Пусть пишут, но мы разберемся.

3 Юрий  
0
Мосты

Серь­ез­ной про­бле­мой для войск на тер­мез­ском на­прав­ле­нии бы­ла ор­га­ни­за­ция пре­одо­ле­ния Аму­да­рьи - ка­приз­ной и свое­нрав­ной ре­ки, с силь­ным те­че­ни­ем и по­сто­ян­но ме­няю­щей свое рус­ло. Ее пес­ча­ные бе­ре­га лег­ко раз­мы­ва­ют­ся. Все это край­не ус­лож­ня­ло ор­га­ни­за­цию как па­ром­ной пе­ре­пра­вы войск, так и на­вод­ку че­рез нее пон­тон­но­го мос­та.

Та­ким об­ра­зом, од­ной из важ­ных за­дач ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния вво­да со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан яви­лось обо­ру­до­ва­ние и со­дер­жа­ние на­плав­но­го мос­та в Тер­ме­зе, а так­же строи­тель­ст­во и со­дер­жа­ние вре­мен­но­го вы­со­ко­вод­но­го мос­та в Ай­вад­же.

Ко вре­ме­ни вво­да кон­тин­ген­та со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан на тер­ри­то­рию Тур­кВО же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том из цен­траль­ных во­ен­ных ок­ру­гов стра­ны в рай­он Тер­мез бы­ли пе­ре­бро­ше­ны три пон­тон­но-мо­сто­вых пол­ка.

По­сле дол­гих ре­ког­нос­ци­ро­воч­ных ра­бот и рас­че­тов, про­ве­ден­ных под ру­ко­во­дством на­чаль­ни­ка ин­же­нер­ных войск ок­ру­га ге­не­ра­л-май­о­ра Ко­ро­ле­ва А.С. с при­вле­че­ни­ем вы­зван­ных из Мо­ск­вы спе­циа­ли­стов Во­ен­но-ин­же­нер­ной ака­де­мии, бы­ло вы­бра­но, на­ко­нец, ме­сто для на­ве­де­ния пон­тон­но­го мос­та.

Оп­ре­де­ле­на тех­но­ло­гия его на­вод­ки и за­кре­п­ле­ния на силь­ном те­че­нии, а так­же не­об­хо­ди­мые до­пол­ни­тель­ные ра­бо­ты по за­кре­п­ле­нию бе­ре­гов и не­ус­той­чи­во­го грун­та ост­ров­ка, ко­то­рый впи­сы­вал­ся в кон­ст­рук­цию мос­та (ме­ж­ду бе­ре­гом и ост­ров­ком - не­сколь­ко звень­ев пон­тон­но-мо­сто­во­го пар­ка, по ост­ров­ку - бе­тон­ные пли­ты и да­лее - мост).

Этот на­плав­ной 60-т мост из пар­ка ПМП был по­стро­ен в те­че­ние се­ми ча­сов (на­ча­ло ра­бот - с 7.00 25 де­каб­ря 1979 г.) В мар­те 1980 г. в свя­зи с при­бли­же­ни­ем ве­сен­не­го па­вод­ка за­ме­нен ком­би­ни­ро­ван­ным мос­том из пар­ков ПМП и ППС.

Что­бы пре­дот­вра­тить раз­мы­ва­ние ост­ро­ва и раз­ру­ше­ние его по­верх­но­сти по ли­нии уре­за во­ды в дно ре­ки бы­ли за­би­ты ме­тал­ли­че­ские шты­ри, вы­сту­паю­щие над во­дой на 1 м, оп­ле­те­ны ка­мы­шом и со­ло­мой, по­сле че­го оп­лет­ка бы­ла за­кре­п­ле­на под­сып­кой гли­ны. Из это­го же ма­те­риа­ла на про­ез­жей час­ти ост­ро­ва от­сы­па­на по­ло­са вы­со­той 1 м, по­верх гли­ны бы­ли по­ло­же­ны же­ле­зо­бе­тон­ные пли­ты.

С за­кре­п­ле­ни­ем грун­та на под­хо­дах к ре­ке и на ост­ров­ке су­ще­ст­вен­ную по­мощь вой­скам ока­за­ли ру­ко­во­ди­те­ли Сур­хан­дарь­ин­ской об­лас­ти Ка­ри­мов А.К. и Ми­хай­лов В.М., без­воз­мезд­но вы­де­лив с за­во­да же­ле­зо­бе­тон­ных кон­ст­рук­ций зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во же­ле­зо­бе­тон­ных до­рож­ных плит и обес­пе­чив их вы­воз на спе­ци­аль­ных ма­ши­на­х-п­ли­то­во­зах.

По­стро­ен­ный мост имел вы­вод­ную часть, обес­пе­чи­ваю­щую су­до­ход­ст­во на ре­ке. Из-за силь­но­го те­че­ния воз­ник­ли боль­шие труд­но­сти в на­ве­де­нии мос­та, и осо­бен­но в его удер­жа­нии, чем и объ­яс­ня­ет­ся столь дли­тель­ный срок его на­ве­де­ния 25 де­каб­ря 1979 г.

Для дуб­ли­ро­ва­ния мос­та в Тер­ме­зе, а так­же обес­пе­че­ния строи­тель­ст­ва вре­мен­но­го вы­со­ко­вод­но­го мос­та и объ­езд­ной ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги на Таш­кур­ган си­ла­ми еще од­но­го помп в ян­ва­ре 1980 г. в рай­оне Ай­вадж был на­ве­ден на­плав­ной 60-т мост из пар­ка ПМП.

В даль­ней­шем си­ла­ми ин­же­нер­ных войск в крат­чай­ший срок - за 51 су­тки в слож­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях был по­стро­ен вы­со­ко­вод­ный мост дли­ной 588 м под гру­зы до 40 т. Опо­ры мос­та - ме­тал­ли­че­ские тру­бы диа­мет­ром 320 мм, глу­би­на за­бив­ки 20 м. В ка­че­ст­ве про­лет­но­го строе­ния ис­поль­зо­ва­лись та­бель­ные мос­то­вые ком­плек­ты МЛРМ и БАРМ. На­ли­чие двух мос­тов по­зво­ли­ло свое­вре­мен­но про­во­дить про­фи­лак­ти­че­ские ме­ро­прия­тия на них. Бла­го­да­ря это­му бы­ла обес­пе­че­на про­дол­жи­тель­ная экс­плуа­та­ция на­плав­ных мос­тов из та­бель­ных пар­ков с ин­тен­сив­ным дви­же­ни­ем (до 1000 еди­ниц тех­ни­ки в су­тки).


2 Владимир.  
0
В статье есть одна неточность: моста дружбы через Амударью в 1980 году не было. Он был построен только в конце 1982 году.

1 Sergei  
0
Даша и в этой статье пузырей напускала...http://www.svrpu.ru/psv/3964/100.shtml .Хотя герой явно не вымышленный ,но события и даты явно спутаны.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright © ПВ Афган 08.07.2006-2024
При использовании материалов сайта ссылка на //pv-afghan.ucoz.ru/ обязательна! Хостинг от uCoz