Пыль, мины и засады афганских дорог… Утром просыпаешься, а волосы примерзли к подушке", - вспоминает Владимир Колбасов. Зимой температура воздуха опускалась до 8-10 градусов мороза. В палатке оперативной группы пограничников к утру, когда переставали топить печку, становилось ненамного теплее, чем за её брезентовой стенкой. Такими стали первые впечатления для офицера от службы в Афганистане. Майор Владимир Колбасов оказался в числе первых пограничников, вступивших на афганскую землю. 8 января 1980 года мотоманевренная группа Термезского погранотряда пересекла Пяндж по знаменитому железнодорожному мосту, который связывал Советский Союз и Афганистан. Владимир Колбасов являлся заместителем начальника оперативной группы, возглавлявшей ММГ. Лагерь группа разбила под Мазари-Шарифом. Место дислокации определили в чистом поле, открытом со всех сторон. Предполагали, что у моджахедов на открытой местности будут меньше возможностей для обстрела базы. Пограничники начали обустраиваться на новом месте. Разбили палатки, которые обложили мешками с песком на уровне первого яруса койки, чтобы при нападении укрыться за ними от пуль. Весной в лагере начали рыть блиндажи. Открыто нападать на базу мотоманевренной группы душманы не решались. Однако с самого начала они внимательно следили за каждым шагом пограничников. Душманы использовали систему оповещения, придуманную еще во времена бронзового века. Едва группа покидала базу, на близлежащих горах один за другим загорались предупреждающие костры. Учебный пункт моджахедов Первой крупной операцией, в которой участвовал Владимир Колбасов, стала зачистка от боевиков города Ташкурган. Самый мятежный город Северной провинции Афганистана Ташкурган контролировал единственную дорогу, ведущую из Хайратана в Кабул. С древнейших времен там пролегал караванный путь. Издревле считалось: кто владел Ташкурганом, тот владел дорогой. Во время операции в Ташкургане пограничники впервые взаимодействовали с правительственными войсками. Обученность и моральные качества их оказались невысокими. Во время зачисток населенных пунктов первыми в них входили правительственные войска. Но как только звучал первый выстрел, афганцы либо отступали, либо вовсе разбегались. "Можно было и в спину пулю от них получить", - замечает Владимир Колбасов. Однажды возле Мазари-Шарифа афганский батальон, охранявший строившиеся мукомольный комбинат и пекарню, решил провести учения. Стрельбище разбили рядом с базой мотоманевренной группы. Как-то раз вместо мишеней огонь они открыли по позициям пограничников. К счастью, никто не пострадал. "В Афганистане проводили целые операции по призыву, не то, что наши военкоматы", - смеется Владимир Колбасов. Подразделения церандоя окружали кишлак и забирали всю молодежь. Потом проверяли. Тех, кто в армии не служил, призывали. А среди них нередко попадались и активные боевики. Те при первом удобном случае, захватив оружие, возвращались к душманам. Пограничники иногда шутили, что действующая армия Афганистана - учебный пункт для моджахедов. Потому в поселках, где наши войска восстанавливали народную власть, она держалась всего 2-3 месяца. Потом ее представителей либо расстреливали моджахеды, либо они сами сбегали. Днем городом руководили официальные представители власти, но ночью в нем безраздельно господствовали душманы. Они захватывали у местного населения машины и автобусы и ехали, куда им требовалось. Дороги в темное время суток почти не контролировались. Хотя формально афганцы их охраняли, реально же закрывали на перемещения моджахедов глаза. Вывешивали сушить портянки или подавали иной знак, обозначавший, что путь свободен. Когда группа пограничников выдвигалась на операцию, даже руководящему составу местных воинских частей и афганских органов безопасности (хад) не называли место действия. Перед заданием им указывали район, где будет проходить операция, чтобы те собирали необходимые сведения. Едва кто-то из афганцев узнавал о планах наших войск, душманы мгновенно получали упреждающую информацию. Поэтому были разработаны приёмы, позволяющие вводить в заблуждение противника. Например, когда группа уходила на засады, к месту предстоящей операции близко не подъезжали. Выбирали другой участок, где проводили мнимую рекогносцировку. Ночью возвращались в нужную точку. В противном случае могли нарваться на душманскую засаду. Минная война душманов Наряду с засадами излюбленной тактикой душманов оказалось минирование дорог и троп. Самым страшным оружием мождахедов стали итальянские противотанковые мины. Их корпус сделан не из металла, а из пластика. Потому миноискателем их обнаружить было невозможно. Найти итальянские мины можно лишь визуально или с помощью собаки. Моджахеды тщательно их маскировали. Конструкция мины рассчитана на пропуск от одной до пятнадцати машин. Поэтому когда устанавливали фугас, по нему несколько раз проезжал автомобиль, чтобы утрамбовать над ним землю. А чтобы не учуяли собаки, поливали место установки мин бензином или другой сильно пахнущей жидкостью. Группе Владимира Колбасова не раз приходилось сталкиваться с итальянскими минами. Однажды минометная батарея шла по дороге, которая оказалась заминирована. Бомбу моджахеды установили на пятую или шестую машину. Несколько автомобилей проехали спокойно. Фугас взорвался под машиной с расчетом 122-миллиметрового миномета. Раму автомобиля скрутило в спираль, орудие получило повреждения, однако из бойцов никто не пострадал. На операции, длившиеся 10-15 дней, солдаты брали с собой матрасы. Минометный расчет сидел в кузове на стопке из 6 матрасов. Когда взорвалась мина, бойцов выбросило из машины. Но они, благополучно приземлившись, отделались легким испугом. Открой личико, Гюльчатай! Владимир Колбасов возмущается, когда слышит рассказы о "зверствах" советских войск в Афганистане. Перед зачисткой вокруг города или кишлака ездила громкоговорящая установка, оповещавшая людей о необходимости покинуть дома. Мирным жителям давали 3 часа на сборы и объявляли места выхода. Только по истечении обещанного срока в населенный пункт входили войска. Чтобы из кольца не выбрались душманы, создавались фильтрационные пункты, делившиеся на 2 половины: женскую и мужскую. Русским строго запрещалось подходить к мусульманкам. Потому проверяли беженок женщины правительственных войск или афганских органов безопасности. За порядком наблюдали старейшины. Обязательно проверяли лица афганских женщин. Вместо восточных красавиц под паранджой могли скрываться бородатые лица моджахедов. Поначалу нередко беженки прятали под одеяниями автоматы, надеясь на то, что никто их не будет обыскивать. Тогда пограничники придумали хитрость. На пропускных пунктах ставили афганцев с миноискателем. Прибор сразу же срабатывал на металл. И "контрабанду" под паранджой обнаруживали. Мужчины тоже проходили проверку. Агент хада либо солдат, живший в этом кишлаке, садился в БТР. В бронетранспортере открывали амбразуру для стрельбы, откуда агент видел всех, кто проходил через пропускной пункт. Как только он узнавал бандитов, то сразу сообщал. В тех местах, где войска не перекрывали выход из окруженного поселения, ставили минные поля. Чтобы вырваться из кольца, душманы пропускали перед собой колонну из женщин и детей, служивших "минными тральщиками". Их и записывали в жертвы советских войск. С пленными разделывались, как с баранами Владимир Колбасов не раз лично сталкивался со зверствами, творимыми моджахедами. Однажды его группа нашла труп афганского пограничника, с которого живьем сняли кожу. Афганцы привыкли свежевать туши баранов и с такой же легкостью разделывались с пленными. На лодыжках жертвы делали надрезы, под кожу запускали воздух и похлопыванием гнали по телу. После таких манипуляций кожа сама отделялась от мышц. От страшных мучений у человека наступал болевой шок. Владимиру Колбасову приходилось и освобождать афганских пленников. Самой длительной операцией, проведенной офицером, стал поиск советских специалистов, строивших мукомольный комбинат под Мазари-Шарифом. Душманы захватили автобус, в котором находились 15 человек. Одного строителя ранили, потому что он пытался оказать сопротивление бандитам при захвате. Когда моджахеды уводили пленников в горы, 15-летний подросток из банды перерезал ему горло. У душманов самой позорной казнью считается, когда человеку, как барану, перерезают горло и спускают кровь.
На снимке Владимир Колбасов (справа)
Поиски велись 2 месяца. Душманы выдавали пленников за летчиков, обстреливавших афганские кишлаки. Когда освобождали специалистов, они едва не погибли. Но в самый последний момент, как в фильме, наступил "хэппи энд". Никто из советских пограничников в плен к моджахедам не попал. Хотя один солдат едва не остался у душманов. Неосторожность, стоившая жизни Пока ММГ находилась на операции, боец решил сходить в самоволку. В Мазари-Шарифе у него служил друг водителем командно-штабной машины, прикомандированной к подразделению хад. Желание увидеть земляка победило соображения осторожности. Солдат сел в автомобиль советника афганца, который стоял на базе, и пристроился за машиной, ехавшей на мелькомбинат за водой. Бойца благополучно выпустили из лагеря. Однако до друга он не доехал. По дороге в Мазари-Шариф он перепутал поворот и попал прямо к душманам. Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы рядом не проходило подразделение церандоя. Они отбили солдата у моджахедов. Парень отделался ранением в руку. Как замечает Владимир Колбасов, такие нарушения дисциплины были единичными случаями. Хотя солдатам порой взбредало в голову немало глупостей. Едва группа зашла в Афганистан, бойцов кто-то научил, что во время операции надо заранее разгибать усики у гранат. И перед началом первой операции бойцы последовали совету "знатока". О том, что гранаты уже по сути дела находятся на боевом взводе, офицеры и не догадывались. Боец, вылезая из бруствера, запнулся о корень верблюжьей колючки и упал. Чека у него вылетела. Сержант увидел, что случилось, и закричал: "Стой, не шевелись! У тебя нет чеки!" Но солдатик вместо того, чтобы остановиться, решил действовать самостоятельно. Он сунул руку в подсумок. Одно неосторожное движение - запал сработал, и граната взорвалась. В подсумке у солдатика лежали 2 гранаты - оборонительная Ф-1 и наступательная РГЗ-5. Взрывом бойца буквально разорвало на части. 15 человек, находившихся рядом, получили осколочные ранения. День пограничника для них стал последним… Самым страшным эпизодом афганской войны для Владимира Колбасова стала засада, в которую попала мотоманевренная группа, неподалеку от города Балх. Дату Владимир Колбасов помнит отчетливо - 28 мая 1981 года. В День пограничника группа возвращалась с задания. До базы оставалось идти 3 часа. Никто из группы не знал, что за очередным поворотом в "зеленке" притаилась банда, состоявшая из 50 душманов. 15 гранатометчиков поджидали группу. Головной дозор они пропустили и открыли огонь по основной группе пограничников. Благо, что колонна шла в готовности к отражению внезапных нападений. Афганские гранатометчики успели сделать только по одному выстрелу, как пограничники сразу открыли по ним огонь из минометов. Бандиты подбили КШМ, возглавлявшую колонну. Радист в ней с оторванной рукой, истекая кровью, успел передать сообщение о душманской засаде. Он погиб, как и большая часть экипажа машины. Когда после боя пограничники прочесывали окрестные заросли, нашли окровавленные бинты и одежду, брошенные ранцы с зарядами от гранатометов… Во время трагической операции Владимир Колбасов вспоминает интересный случай. В колонне шел бензовоз, наполненный соляркой. Мождахеды почти в упор выстрелили в машину из гранатомета. На доли секунды воцарилась тишина. Но граната, пробив обе стенки цистерны полетела дальше. Заводской брак гранаты спас жизни многим. В бою, длившемся около полутора часов, погибли 8 человек, 20 получили ранения. Такую цену платили наши войска за оказание интернациональной помощи…
Лейтенант Дарья Слабука.Фото автора. Cвежий выпуск
Серьезной проблемой для войск на термезском направлении была организация преодоления Амударьи - капризной и своенравной реки, с сильным течением и постоянно меняющей свое русло. Ее песчаные берега легко размываются. Все это крайне усложняло организацию как паромной переправы войск, так и наводку через нее понтонного моста.
Таким образом, одной из важных задач инженерного обеспечения ввода советских войск в Афганистан явилось оборудование и содержание наплавного моста в Термезе, а также строительство и содержание временного высоководного моста в Айвадже.
Ко времени ввода контингента советских войск в Афганистан на территорию ТуркВО железнодорожным транспортом из центральных военных округов страны в район Термез были переброшены три понтонно-мостовых полка.
После долгих рекогносцировочных работ и расчетов, проведенных под руководством начальника инженерных войск округа генерал-майора Королева А.С. с привлечением вызванных из Москвы специалистов Военно-инженерной академии, было выбрано, наконец, место для наведения понтонного моста.
Определена технология его наводки и закрепления на сильном течении, а также необходимые дополнительные работы по закреплению берегов и неустойчивого грунта островка, который вписывался в конструкцию моста (между берегом и островком - несколько звеньев понтонно-мостового парка, по островку - бетонные плиты и далее - мост).
Этот наплавной 60-т мост из парка ПМП был построен в течение семи часов (начало работ - с 7.00 25 декабря 1979 г.) В марте 1980 г. в связи с приближением весеннего паводка заменен комбинированным мостом из парков ПМП и ППС.
Чтобы предотвратить размывание острова и разрушение его поверхности по линии уреза воды в дно реки были забиты металлические штыри, выступающие над водой на 1 м, оплетены камышом и соломой, после чего оплетка была закреплена подсыпкой глины. Из этого же материала на проезжей части острова отсыпана полоса высотой 1 м, поверх глины были положены железобетонные плиты.
С закреплением грунта на подходах к реке и на островке существенную помощь войскам оказали руководители Сурхандарьинской области Каримов А.К. и Михайлов В.М., безвозмездно выделив с завода железобетонных конструкций значительное количество железобетонных дорожных плит и обеспечив их вывоз на специальных машинах-плитовозах.
Построенный мост имел выводную часть, обеспечивающую судоходство на реке. Из-за сильного течения возникли большие трудности в наведении моста, и особенно в его удержании, чем и объясняется столь длительный срок его наведения 25 декабря 1979 г.
Для дублирования моста в Термезе, а также обеспечения строительства временного высоководного моста и объездной автомобильной дороги на Ташкурган силами еще одного помп в январе 1980 г. в районе Айвадж был наведен наплавной 60-т мост из парка ПМП.
В дальнейшем силами инженерных войск в кратчайший срок - за 51 сутки в сложных гидрологических условиях был построен высоководный мост длиной 588 м под грузы до 40 т. Опоры моста - металлические трубы диаметром 320 мм, глубина забивки 20 м. В качестве пролетного строения использовались табельные мостовые комплекты МЛРМ и БАРМ. Наличие двух мостов позволило своевременно проводить профилактические мероприятия на них. Благодаря этому была обеспечена продолжительная эксплуатация наплавных мостов из табельных парков с интенсивным движением (до 1000 единиц техники в сутки).