Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Cтатьи

Категории каталога
Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [55]
Рассказы [15] Стихи [369] Книги [38] Сборники [7]

Победы в горах Памира

Победы в горах Памира

В конце декабря 1979-го года на Малый Афганский Памир для оказания интернациональной военной помощи был введен ограниченный контингент советских войск. В основном это были резервисты по призыву из запаса киргизской и таджикской национальности. Группировка контролировала Ишкашимско-Хорогское направление до соединения границ четырех государств: Индии, Китая, Пакистана и Афганистана. А на западе – до афганского города Файзабад.

Резервисты не оправдали надежд, которые возлагал на них афганский народ и не справились с задачами, поставленными правительством Советского Союза. Они начали мародерствовать, торговать наркотиками, на Памире свободно выращивали опиумный мак. Поэтому на самом высоком уровне было принято решение заменить резервистов регулярными войсками.

На базе Восточного пограничного округа было решено сформировать новую группировку. В нее вошли мобильные десантно-штурмовые группы на базе боевых машин пехоты, четыре пограничные заставы и инженерно-саперный батальон под командованием нашего земляка Алексея Михайловича Волик, усиленным взводом охраны из пяти БМП и воинами-десантниками.

До отправки в Афганистан кадровый офицер инженерной службы готовил саперов-минеров в горах Тянь-Шаня, в Пржевальском пограничном отряде. За период прохождения службы он подготовил тысячи подрывников для Восточного погранокруга. В начале июля 1980 года А.М. Волика откомандировали в г. Ош, где готовилась группировка для отправки в Афган.

Опытному специалисту поручили формировать инженерно-саперный батальон. К этой работе привлекались имеющие опыт саперы с высокими морально-деловыми качествами, знанием минного дела и хорошим состоянием здоровья. В конце месяца группа и техника была сформирована.

В батальоне имелось пять бульдозеров Т-100, погруженных на тягачи, путепрокладчик на базе артиллерийского тягача, автогрейдер, два экскаватора и пять самосвалов ЗИЛ-555. Все они 28 июля начали свой путь через высокогорные перевалы Памира к месту дислокации. Конечной точкой маршрута стал пограничный городок Ишкашим на советско-афганской границе.

Пятьсот километров преодолели за трое суток. В условиях высокогорья, по бездорожью, следуя по устью реки Вахандарья. По дороге саперы производили разведку и уничтожали мины, обеспечивая движение вперед с помощью путеукладчика. Личный состав преодолевал перевалы на БМП, автомобилях, а также и пешим ходом, по воде, при полной выкладке оружия, боеприпасов, обмундирования и продовольствия.

5 августа 1980г. группировка взяла под контроль весь Малый Афганский Памир. Перед инженерно-саперным батальоном была поставлена задача по строительству вертолетных площадок. А дорожно-мостовая рота с набором техники вернулась к границе, чтобы разбить палаточный городок и приступить к строительству дороги и мостов через реки Пяндж и Памирку.

Здесь же расположились две вертолетные эскадрильи, прикрывавшие строителей с воздуха и обеспечивая топливом, продовольствием и стройматериалами основную группировку. Строительство велось в невероятно сложных условиях, в основном в скальных грунтах при помощи взрывчатки. После взрывов обвалы скал убирали бульдозерами.

Иногда в местах работ попадались захоронения, в этом случае вопросы приходилось согласовывать с местным населением, ведь это были могилы их предков. Бывало, местных жителей тоже привлекали для расчистки строительных площадок, заваленных огромными камнями и валунами, сошедших в далекие времена вместе с солевыми потоками.

В этом случае им выдавали керосин, солярку с вертолетов, рис и муку. А истощенных малых ребят изредка даже салом подкармливали, которое мусульманам запрещено – ели они с явным удовольствием, то и дело нахваливая «чучкон».

Свои жилища местные аборигены – киргизы и таджики – строили из камней на глине, без окон и дверей, топили по-черному, делая вверху вытяжку. Ходили они всегда босиком, особенно женщины и дети. Быстро старели – в 40 лет выглядели как старики.

При переезде из одного села в другое мужчина восседал на лошади, а женщина бежала следом, держась за хвост животного. Наши строители хорошо относились к этим несчастным людям, жалели их. Иногда им доставались какие-то солдатские вещи, тогда они были очень довольны.

Хотя не разрешалось ничего снимать, интернационалисты умудрились оставить память о своей службе на немногочисленных фотографиях – тут и дорога, и мост, и улыбающиеся афганские дети, которых иногда баловали советские воины, и взорванные скалы, и верный пограничный пес в военной форменной фуражке.

Но вообще-то поводов для веселья в то время и в той обстановке было мало. При малейшей ошибке или недисциплинированности солдат и сержантов мог произойти взрыв, бульдозер мог упасть в пропасть бурной горной реки. Поэтому здесь каждый понимал меру ответственности как за свою жизнь, так и своих товарищей.

Через каждые 15-20 километров построенной дороги лагерь батальона перебазировался. Жили в палатках. Вместе с дорожниками переезжал и сруб из брусьев для бани, в которой сам Алексей Михайлович соорудил печь и парилку. А внутри солдаты оббивали дощечками из разобранных ящиков для взрывчатки.

Ее постоянно доставляли вольнонаемные водители из г. Ош, запасы были по 10-15 тонн. Обед в местах строительства готовили на кострах. За один год, как вспоминает Алексей Михайлович, они построили 100 километров дорог и шесть мостов.

Кроме этого, их батальон вел разминирование и минирование, сопровождал автоколонны, оказывал содействие основной группировке в боевых действиях по захвату и уничтожению душманов. Офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты – весь личный состав с честью выполнял свой воинский долг, все были отмечены государственными наградами и поощрениями.

За весь период выполнения интернационального долга никто не получил позорного наказания, коей считалась отправка назад в воинскую часть, из которой военнослужащего призвали в группировку.

Сегодня число интернационалистов заметно поубавилось. И если в советское время рассказывать о происходящем там было нельзя, то сегодня мы знаем уже достаточно много подробностей несения службы в республике. И должны это знать в память о тех многих воинах, которые положили там свои жизни и кто умер, получив ранения, вернулся или в дальнейшем стал инвалидом.

Эти сильные духом, отважные мужчины претерпели в своей стране немало обид, видели равнодушие чиновников – пусть простят за это всех нас, кто и сегодня, на протяжении почти трех десятилетий видит в них героев нашего времени.

Важно другое – что все они остались верны воинской присяге, существовавшей в советское время идеологии. 18-20-летние парни поехали туда, куда их послало командование, и, не щадя своей жизни, выполняли поставленные перед ними задания.

Они помогали не только афганскому народу, но и своей стране, в которой их на долгое время оставили наедине с множеством трудностей и проблем. Немало воевал за права интернационалистов и сам Алексей Михайлович, который в общей сложности провел в Афгане целых три года.

Наш простой хуторской парень, бывший электрик семсвеклосовхоза «Хуторок», более 20 лет своей жизни отдал военной профессии. Сегодня он майор в отставке, пенсионер. И очень хочет, чтобы нынешнее поколение знало правду об Афганистане из первых уст.



Источник: http://svet-mayakov.ru/pobedyi-v-gorah-pamira.html
Категория: Cтатьи | Добавил: Sergei (05.04.2012)
Просмотров: 1993
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright © ПВ Афган 08.07.2006-2024
При использовании материалов сайта ссылка на //pv-afghan.ucoz.ru/ обязательна! Хостинг от uCoz