Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Cтатьи

Категории каталога
Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [55]
Рассказы [15] Стихи [369] Книги [38] Сборники [7]

НЕБО, СТАВШЕЕ СУДЬБОЙ

НЕБО, СТАВШЕЕ СУДЬБОЙ

Заместитель начальника ТЭЧ авиаполка ЗабРПУ ФСБ России майор Михаил Макаров, по мнению командования, один из лучших специалистов части. Он три года воевал в Афганистане, служил в "горячих точках" в Таджикистане. В его активе - 893 боевых вылета. Офицер награжден медалями "За отличие в охране Государственной границы СССР" и "За боевые заслуги". Сегодня читателям предлагается зарисовка об этом мужественном человеке.

Уже через год после выпуска из Кировского военного училища старший бортовой авиационный техник вертолета МИ-8 лейтенант Макаров был направлен в первую командировку в Афганистан. И хотя за те 45 суток было всякое: и под обстрелом духов летать приходилось, и из-под носа у них раненых забирать - вернулся в Читу живой и невредимый.

- Повезло тогда просто-напросто, - вспоминает то грозное время Михаил Викторович. - Война есть война, смерть могла настигнуть в любую минуту. А настоящее боевое крещение получил тогда, когда полетел в Афганистан во второй раз.

Во второй командировке на войну экипаж, в котором служил Макаров, получил задание доставить десант на высокогорный участок, где засела банда духов.

- Пойдем на предельно малой высоте, - объявил подчиненным командир экипажа капитан Сергей Белобородкин. - Михаил, перед посадкой хорошенько обработай площадку из пулемета. Духи коварные, могут засаду устроить.

Приняв на борт десантников, трудяга МИ-8 взял курс на темную горную гряду Куфабского ущелья, где засели душманы. Винтокрылая машина неслась вперед, чуть ли не задевая верхушки гор. Это позволяло значительно снизить вероятность прицельного попадания в вертолет вражеской ракеты.

Тем временем все сильнее становился боковой ветер. Его порывы то и дело поднимали в воздух столбы пыли и гнали их по выжженной земле.

Как только вертолет пошел на посадку, Макаров ударил из ПКТ очередями по каменистой площадке. Но приземлиться на "обработанный" пятачок не удалось. Резким порывом ветра машину отнесло на несколько десятков метров в сторону. К счастью, там был ровный участок местности, и вертолет благополучно сел.

- Как только машина коснулась колесами земли, - рассказывал Макаров, - впереди, метрах в десяти от нас поднялись "камни". Уже в следующую секунду мы поняли, что это были духи. Они, поджидая вертолет, лежали на той площадке, укрывшись одеялами.

Макаров, не теряя времени, открыл огонь по душманам. Меткие очереди тут же сразили пятерых.

Высадив десант, экипаж молча возвращался на свой аэродром. Михаила пробирала нервная дрожь. Он как мог, пытался успокоиться, убеждая себя в том, что убил врагов. И если бы не его меткие выстрелы, душманы наверняка расстреляли бы экипаж.

- Когда вернулись на базу, - вспоминал Макаров, - не сговариваясь, пошли в свою палатку, выпили по стакану водки. Пили, как воду. Но, к сожалению, водка не помогла успокоиться. Потом нас еще долго трясло, почти всю следующую ночь не спали. У меня перед глазами то и дело вставала одна и та же картина: в духов, оставляя дыры в халатах, вонзаются пули, и они, как подкошенные, валятся на землю.

Родился Макаров в небольшом городке Орлов Кировской области. Рос, как и все ребята, сорванцом. Летом - рыбалка, купание до посинения, футбол до упада. Зимой - хоккей, лыжи. При этом с учебой у него проблем не было. По всем предметам он успевал на "хорошо" и "отлично".

Очень любил Михаил, когда отец брал его с собой на охоту. Впервые он выстрелил из бескурковой одностволки шестнадцатого калибра, когда ему было семь лет. От выстрела Миша на короткое время оглох на одно ухо. Его развернуло на льду, и мелкая дробь просвистела далеко от консервной банки, в которую он целился. Но уже через год мальчишка добыл на охоте свой первый трофей - дикую утку.

Увлечение охотой помогло Макарову стать метким стрелком. В тире ему не было равных среди сверстников. А позже, будучи курсантом военного училища, он получал только отличные отметки за выполнение огневых задач из стрелкового оружия. Метко поражает цели майор Макаров и сейчас, когда приходится отчитываться на контрольных занятиях и проверках, а иногда, что бывает крайне редко из-за отсутствия свободного времени, и на охоте.

К технике Михаил прикипел с детства. Будучи учеником седьмого класса, начал заниматься в секции картинга. А когда пришло время поступать в военное училище, Макаров твердо решил учиться в авиационном техническом.

- Вертолет он знает досконально, лучше Макарова в технике вряд ли кто разбирается, - дал оценку подчиненному командир полка.

Это действительно так. Свой высокий профессионализм офицер продемонстрировал и в Афгане. Может быть, благодаря своим знаниям матчасти и навыкам в работе на технике, он да и весь экипаж вертолета вернулись с войны живыми. Вот только один тому пример.

В январе 1989 года экипаж получил задачу - забрать убитых и раненых после боя наших десантников с духами высоко в горах. Двигатель вертолета работал с заметным надрывом еще тогда, когда пограничники летели к месту недавнего боя.

- Когда с грузом пойдем, может не потянуть, - заметил командир экипажа, кивая в сторону ошалело ревущего двигателя.

- Да, - согласился Макаров, - высота приличная, кислорода маловато. Всех одним рейсом не забрать будет. С перегрузом точно не потянет.

Убитых и особенно раненых оказалось много. А духи продолжали наседать. О том, чтобы вывозить убитых и раненых двумя рейсами, не могло быть и речи. Надо было загружать всех и уходить.

На пол вертолета складывали трупы. На них - тяжелораненых. Те, кто мог передвигаться, отыскивали себе места в салоне самостоятельно. Перегруз получался приличный. Как только Ми-8 попытался оторваться от земли, двигатель зачихал и заглох.

- Миша, делай все возможное, - крикнул командир экипажа, обращаясь к Макарову.

Борттехника не надо было просить, он уже приступил к устранению неполадки. А духи тем временем предприняли новую атаку. Они быстро приближались к вертолету, стреляя на ходу. Пули то тут, то там поднимали фонтанчики пыли, появилось несколько новых дырок в обшивке.

Все, кто мог держать в руках оружие, открыли ответный огонь. Это несколько охладило пыл атаковавших. Но они продолжали продвигаться вперед короткими перебежками.

Успех выполнения поставленной задачи на все сто процентов зависел от Макарова. И он не подвел. Вскоре заработал двигатель винтокрылой машины, а еще через несколько минут она поднялась в хмурое, злое афганское небо и взяла курс на свой аэродром.

Подобных примеров высокого профессионализма Михаила Викторовича можно привести много. И проявлял он его не только на войне.

- Еще до первой командировки в Афганистан пришлось все пять лопастей несущего винта заменять в тайге, - рассказывал Макаров.

Тогда для решения срочных служебных вопросов необходимо было отыскать в тайге под Читой и доставить в управление начальника разведки, который ушел в выходной день за грибами. Офицер взял с собой радиостанцию, включенную на прием. Это несколько облегчило работу авиаторов. Но, согласитесь, искать с вертолета человека в тайге, точно не зная маршрута его движения, это все равно, что пытаться найти иголку в стоге сена.

Через полтора часа поиска грибник был обнаружен. Теперь надо было отыскать на земле подходящую площадку и совершить посадку. Вот тут-то и случилось непредвиденное. Кажущийся идеально ровным пятачок оказался небольшим болотцем на берегу таежной речки. Подсев, вертолет тут же стал продвигаться вперед по руслу реки, которое, постепенно сужаясь, входило в лес. Этого-то сужения и не заметили пограничники. В результате несущий винт, срубив две сосны, повредил все пять лопастей.

Связавшись по радиостанции с полком, командир экипажа сообщил о случившемся. Помощь пришла почти через сутки. На место аварии другой МИ-8 доставил ремонтную бригаду из четырех человек и необходимые для замены лопасти. Под руководством Макарова они приступили к работе.

- Нелегко было и снимать, и ставить лопасти, - вспоминал Михаил Викторович. - Каждая из них весит больше ста килограммов. Без кран-балки на своих плечах приходилось выполнять все операции. На ремонт ушло двое суток.

В полк экипаж вернулся своим ходом. И в этом была большая заслуга Макарова.

Не все, к сожалению, было гладко в военной карьере Макарова. Однажды во время парашютных прыжков он травмировал ногу, после чего перенес две серьезные операции. Медики сумели вернуть его в строй, но прохождение медкомиссии для поступления в академию они не гарантировали. Мужественный офицер стойко перенес и этот удар судьбы.

В настоящее время у него все ладится в жизни. У них с женой Аллой Николаевной - трое прекрасных детей. Есть благоустроенная квартира в городе Чите. А главное - в семье царят любовь, согласие и полное взаимопонимание.
Владимир РОМАНОВ
"Забайкальский рабочий" N 130 стр. 5 от 27.08.2004



Источник: http://www.autoclub.ru/5/9/i30_1631p0.htm
Категория: Cтатьи | Добавил: Sergei (26.09.2011)
Просмотров: 950
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright © ПВ Афган 08.07.2006-2024
При использовании материалов сайта ссылка на //pv-afghan.ucoz.ru/ обязательна! Хостинг от uCoz