Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Воспоминания

Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [54]
Рассказы [15] Стихи [367] Книги [38] Сборники [7]

Крупная операция в горах Альбурз (ущелья Акдара и Гордара) - юго-западнее Мазари-Шарифа
Из воспоминаний Вадима Румянцева, командира НДШГ - Талукан.

Среди прочих операций одна обычно бывает образцово-показательной. На неё ссылаются, приводят в пример, а затем изучают в академиях. Грандиозные планы, уйма войск и техники, авиация. В результате - богатые трофеи, и, как правило, большие потери. С 84г. в течение 1,5 лет такой операцией был "Мармоль". А с лета 85г. стал "Альбурс". На операцию привлекались обе штатные ДШМГ ( Пянджская и Керкинская), мангруппа с броней, сарбозы с танками и около 5 внештатных застав. Среди них была и Талуканская НДШГ. Операцию проводила Москва (или контролировала).

В описании "операции в горах Альбурса" ничего не говорится про сам Альбурс. Для меня это запомнилось не как горы, а как ущелье, вернее даже каньон. Широкий, извилистый каньон с отрогами, обрывистыми склонами. Как в кино про индейцев. И в этом каньоне духами была грамотно построена мощная, многоярусная и хорошо замаскированная оборона. Позиции располагались на разных уровнях, на противоположных сторонах, прикрывая друг друга. И такие узлы обороны были и по самому каньону, и в отрогах. Подходы к краям ущелья были заминированы. В этом убедились сарбозы, когда заехали танками на минное поле. Была организована сильная ПВО. По-моему, 3 борта было сбито и несколько подранено.
Ловили мы тогда Мувлави Ибота (за правильность написания не ручаюсь). Вообще, из бандглаварей я помню только троих. Инженер Башир - его мы гоняли все 2 года, пока я там был. Наверное, все операции в зоне Пянджского и Московского отрядов были против Башира. На Куфабе гонялись за Гулом Хасаном. Когда я прилетел на Куфаб в 84 г., в целях конспирации его шифровали в радиоэфире как "Геннадий Харитонович". А в 85 новая фишка: "Гена Хазанов". И вот Мувлави Ибот (лирическое отступление).

Вадим Румянцев

Талуканская ДШГ, как обычно (не смейтесь!), была в резерве. Поэтому вылетали последними. С нами летел офицер с ДШМГ, который знал дорогу и показывал пальцем летчикам. Перед высадкой командир борта узнал, что надо перелетать через ущелье и вошел в противозенитный маневр. Я был рад, что по утрам не завтракаю, а только пью чай. Позицию мы принимали у других внештатников. Их зам. нач. накануне был ранен в руку. Подполз слишком близко к краю ущелья и пытался изучить обстановку в бинокль.
Самое тяжелое для нас было - полное отсутствие воды. Воду возили бортами из Союза. На вертолетке стояла пожарная машина и заливала воду в целлофановые мешки. Плотный целлофан, похож на мешки с удобрениями. Что-то рвалось, где-то полмешка всего было. Нам повезло только в одном. У нас была удобная вертолетная площадка. Воду сбрасывали на три заставы сразу. Рваньё, излишки, все, что на 3 не делится - забирали себе. Но состояние ужасное, когда с утра осталась кружка воды, и ты думаешь: то ли зубы почистить, то ли чайку попить. Обычно выбирал второе. В такой же ситуации и все наши соседи были.
Басмачи нас особо не терроризировали, только активно пресекали любые попытки войти в ущелье. И все ущелье оживало, когда появлялся борт. Строчили со всех стволов, особенно много было ДШК. Утром, день на 5-6, мы присели попить чайку. На склоне спали бойцы после дежурства. От жары спасались тем, что сверху натягивали плащ-палатку в виде тента. И тут с тыла подскочила мобильная "духовская" группка и ударила по нам с ДШК и стволов (штук с пяти). Бойцы откатились к нам. Отбиваемся. Красивое зрелище: замбой (Толик Еременко со 2 заставки) - с голым торсом, волосатая грудь - вторую коробку из АГС заканчивает. Я успел только фельдшера к себе вызвать (на всякий случай). Минут через пять боя, во время паузы, из-под плащ-палатки выскакивает воин и несется к нам. У меня аж сердце сжалось! ДШК из плащ-палатки сделал решето, она как раз была на линии огня. Думаю, парнишка поседел. Духов накрыли ПТВшники. Как в артиллерийском учебнике: недолет, перелет, точное попадание. Классическая вилка. Обошлось без раненых чудом. После операции в моде был сувенир - пуля от ДШК 12,7мм на цепочке.
Получилось у нас и отличиться. Ночью пошли на засаду у выхода тропы из ущелья. Взяли двух пленных. Один оказался типа замполита банды - мулла. А второй, типа старший инструктор политотдела округа - представитель Исламской партии из Кабула. Вроде все нормально, дали результат. Только я задачу ставил: при появлении неизвестных открывать огонь на уничтожение. Зазевались ребятки. Опомнились, когда на них чуть не наступили.
Ставя себя на место командования, я не представлял, как это ущелье можно взять войсками. Но выход нашли. Прислали к нам сержантов-химиков, привезли бочки. То ли напалм, то ли газ какой - не помню. Эти бочки химики должны были скатывать в ущелье. Готовимся к войне. Оператор, когда нас инструктировал, сказал, что кто захватит бандглаваря - тому сразу орден. Думаю: надо мозги включать, и заказал себе "синеглазки" (дымовые шашки со слезоточивым газом). Придется ведь духов из пещер выкуривать! Уж больно мне хотелось орден получить.
Но химики с бочками не понадобились. Ушла банда. Сарбозы выставляли засаду. Бойцы, кто нес ночью службу, утверждают, что видели очереди трассеров в небо, как будто ворота. Бой был короткий. Правду знает командование. И уж больно смело на следующий день входили они в ущелье.
На позициях оставили смертников, прикованных к скалам. У каждой заставы был свой сектор. Нам досталась позиция на противоположной стороне. Вся позиция на карнизе метров 30-40. Заходим в первую пещеру - склад АТВ. Два ДШК, безоткатное орудие, стрелкового оружия полпещеры, выстрелы, боеприпасы, пулеметные ленты. Настроение поднялось. Вторая пещера - склад ПФС. Мешками рис, зерно, мука, сухари, орехи. Моя ДШГ на этих продуктах месяц могло продержаться. В жилых пещерах даже уютно: все одеялами застелено, Кораны валяются, скарб. Светло. Свет попадает через окошки-бойницы. Противоположную сторону видно прекрасно, а бойницу рассмотреть невозможно. В самой нижней точке позиции замаскирована цистерна с водой. К ней тянутся желобки с обеих сторон, которые собирали с гор воду. Оружие считали, как стога сена в колхозе - копнушками. Звоню соседнему начальнику: " У тебя сколько стволов?". Отвечает: " Семь копнушек." "А у меня пять". Пянджская ДШМГ взяла склад мин - 200 штук противотанковых. Было у них и электричество. На дне каньона стоял какой-то японский дизель-генератор. В городе Талукане света не было, а у басмачей в пещере лампочка висела. Между позициями была связь. Нашли советский телефонный коммутатор на 10 абонентов, в пещере - ТАпик. Была своя тюрьма. В одной пещере в стены были кандалы вмурованы. Даже рассказывали про минисауну в пещере, сам не видел. Говорят, у Мувлави Ибота были иностранные советники. Стволы на собственном горбу тащить на площадку не хотелось. И я нашел решение, поддержанное командованием. Над позицией стояла броня, и мы только перетащили оружие наверх и сдали мангруппе.
По радио звонит оператор и сообщает, что есть информация, будто в пещере продолжает оказывать сопротивление сам главарь банды и его охрана. Я решил, что вот он - мой звездный час. Оставил старшим на переноске оружия сержанта, а сам с парой человек рванул к месту боя. Один боец носил в рюкзаке "синеглазки". Но взять бандглаваря не получилось. Переводчик оказался идиотом и все перевел неправильно. В пещере просто отстреливался смертник. Его взяли без моего участия.
Но орден за эту операцию я все равно получил. Была она не самая трудная, даже самая короткая для меня - всего 10 суток. Зато наградные листы москвичи забрали с собой. Есть плюсы - участвовать в таких образцово-показательных операциях!))