Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Cтатьи

Категории каталога
Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [54]
Рассказы [15] Стихи [367] Книги [38] Сборники [7]

ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС...Часть - 3
ТРАЕКТОРИЯ ВЗЛЕТА.
Пробита обшивка, разбито стекло,
передняя стойка погнута
Но ты приземлился, тебе повезло,
тебе к в пехоте кому-то.
Он ранен. Тебя посылали к нему,
ты сел под обстрелом на скалы.
Железная птица в сигнальном дыму
с гранитным слилась пьедесталом.
Набрав высоту, оглянулся в отсек,
борттехник кивнул: все в порядке.
Лете Вертолетчик, Живи человек.
Счастливой, ребята, посадки!
Виктор Верстаков.

Вертолетчики в Афганистане... Даже представить невозможно, насколько сложнее было бы решение многих задач, не будь здесь вертолётных подразделений.
Летать в небе Афганистана далеко не безопасно. Особенно в горах, где, спасаясь от народного гнева, прячутся банды, проникшие из-за границы. Каждый полет здесь - это риск, зачастую смертельный. Но люди в кабинах винтокрылых машин отлично делают свое дело. Потому что в своем нелегком пути избрали верный ориентир - героические подвиги, совершенные в огненном фронтовом небе.
У каждого из них за плечами десятки спасенных жизней и доставленные вовремя в район тяжелой схватки боеприпасы, сотни пусков ракет и огневые дуэли с зенитными средствами противника, и долгожданный хлеб, вода, дрова, теплые вещи для тех, кто высоко ли в горах, в пустыне ли, среди бездорожья, обвалов, лавин несет свою нелегкую службу, решает боевые задачи.
Для них, вертолетчиков, здесь в Афганистане начинается траектория взлета. Начинается и все круче уходит в высоту...

При выполнении интернационального долга на территории Афганистана подполковник Анатолий Помыткин, командир звена вертолетов войсковой части 9809 совершил более семисот боевых вылетов. Ни один ив них не был похож на предыдущие. Но тот, мартовский 1981 года, стал примером мужества и хладнокровия, вошел в историю части.
При десантировании наших сил, вертолет А. Помыткина получил боевое повреждение. Разрушен рулевой винт, потеряно управление... В сложнейшей аварийной ситуации, которые не часто встречаются в летной практике, благодаря большому опыту и прочному знанию аэродинамики полета, проявив высочайшее самообладание, Анатолий Никандрович сумел спасти жизнь экипажу и двенадцати находящимся на борту десантникам. Сам получил серьезное повреждение позвоночника.
Казалось о летной работой придется проститься. Но мужество и любовь к небу вернули летчика в отрой,
20 марта 1982 года в районе г. Талукана вертолет А. Помыткина вновь получает повреждение. Очередь крупнокалиберного пулемета разрушала топливную систему одного из двигателей. Угроза возгорания вертолета заставила командира экипажа произвести посадку в расположении наших войск. Через несколько часов неисправность была устранена. Вертолет вновь пошел на боевой вылет.

Необходимо было снять попавшую в засаду небольшую группу десантников. Залпами НУРСов А. Помыткин прижал душманов к земле. Произведя посадку и забрав десантников на "борт", вертолет взмыл в небо, унося советских воинов подальше от изрыгающей огонь земли. Одна из устремившихся вдогонку стальных ниток пулеметных очередей "прошивает" плечо командира. Но на лице - сгусток воли и мужества. Машина с десантом благополучно возвращается на свой аэродром.
Но и это ранение не пошатнуло любовь Анатолия Никандровича к своему делу. Через месяц госпиталя он вновь в боевом строю.
Боевые Заслуги подполковника Помыткияа высоко оценены Родиной. Он награжден двумя орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

10 марта 1987 года экипажи вертолетов войсковой части 2178 офицеров А. Пашковского и Н. Калиты работала в районе, где наши подразделения вели бой с крупной бандой душманов, обстрелявшей накануне ракетами советский пограничный городок Пяндж.
Прикрывая высадку десанта с воздуха, А. Пашковокий увидел, как прошила кабину стоящего на земле вертолета противотанковая граната. Вертолет Н. Калита вздрогнул и выпустил клубы дыма. Подбит! Тогда, не прекращая огня, вертолет А. Пашковского пошел на посадку. Вскоре он сел рядом с поврежденной машиной. Вместе с бортовым техником, при поддержке десантных подразделений, они перенесли тяжело раненного капитана Н. Калиту на свой борт.
Дав команду летчику-штурману самостоятельно следовать на базовый аэродром, капитан А. Пашковский поднял поврежденную машину в воздух и, выведя вертолет из опасной зоны, доставил раненых товарищей на аэродром. Боевые друзья и машины были спасены.
Капитан А. Пашковский удостоен ордена Ленина.

Бой с бандитами, в который вступили 31 июля 1985 года в районе к. Муллакули (провинция Кундуз) советские и афганские подразделения, был трудным. В седьмой раз за этот день вертолет был готов к старту. В седьмой раз экипаж капитана Виктора Еремина летел на выполнение боевого задания. В этот раз необходимо было эвакуировать раненых.
Кто мог оказать как все обернется. А вышло не просто. По¬садить вертолет на открытой, хорошо простреливаемой местности нельзя, не выполнить задачу – тоже. И многотонная машина бук¬вально втиснулась между деревьями небольшого сада.
Последний раненый на борту, вертолет плавно уходит вверх, оставляя внизу клокочущую огнем землю... И все сразу кажется простым и обыденным. Простым, как любая работа, выполняемая мастерски, и обыденной, как повседневная готовность людей мужественной профессии к подвигу.

Когда командир звена вертолетов войсковой части 9809 капитан Сергей Болтов узнал, что у десантных подразделений, ведущих бой в районе к. Бакбаян, заканчиваются боеприпасы, он первый вызвался подняться в небо.
Выполнив задание, вертолетчики решили возвратиться на свой аэродром. Тут ведущий пары, капитан С. Болтов увидел, что подбит и произвел вынужденную посадку рядом с душманами работавший с ним вертолет.
На принятие решения оставались секунда: к поврежденной машине уже бежали со всех сторон бандиты. Дав залп НУРСами и заставив бандитов залечь, Болтов приземлился рядом с подбитой машиной.
Едва вертолет коснулся земли, на помощь экипажу "мертвой" машины устремился бортовой техник лейтенант А. Ибатулин. Короткими очередями из автомата отбив группу басмачей, молодой офицер на себе перенес раненых товарищей в свой вертолет. Машина птицей ушла по ущелью.
На одном двигателе и с девятью пробоинами произвел в тот день, 25 августа 1986 года, посадку вертолета на свой аэродром Сергей Болтов.
Родина высоко оценила мужество командира. Капитан Сергей Болтов награжден медалью "За отвагу".

14 марта 1985 года в числе других, обеспечивающих высадку десантных подразделений в районе к. Калайи-Нау, был экипаж вертолета МИ-24 воинской части 2178 капитана Юрия Манмарь.
На земле мелькали огненные вспышки, - это вступили в бой пришедшие на помощь афганским подразделениям десантники, вздымались вздыбленные НУРСами фонтаны огня и пыли, одна за одной замолкали огневые точки противника.
На выходе из очередной атаки, Юрий увидел как из ближайшей ложбинки к его вертолету пунктиром тянется огневая строчка. Прямо сюда, к самому ее истоку и кинул он свою машину. Огневая точка бандитов замолчала, но секундой раньше повременно получил и вертолет капитана Ю. Манмарь. Частично отказало управление, внутри вертолета возник пожар. Командир решил вести машину на свой аэродром. И он сумел это сделать. Вертолет был не только спасен, но и восстановлен.
А вскоре капитан Юрий Мангларь, кавалер ордена Красной Звезды вновь вел своя машину в бой.

Вертолетчики были вызваны 25 августа 1986 года на поле боя мотострелками. Им, спешившим на помощь афганским подразделениям, душманы устроили засаду. Завязавшаяся перестрелка мешала движению нашего подразделения. Нужна была помощь с воздуха.
...Вертолеты вел командир эскадрильи войсковой части 2178 Виктор Пикин. Узкая теснина с крутыми скальными обривами ограничивала возможность маневра. Поэтому атаковать пришлось поочередно. Воспользовавшись этим, очередью крупнокалиберного пулемета бандиты вывели из строя машину старшего лейтенанта В. Стрельникова, Он пошел на вынужденную посадку и скоро сел вблизи боевых порядков душманов.
Попытки двух экипажей спасти товарищей не увенчались успехом. Противник перенес сюда огонь всех своих зенитных средств. Получив повреждение, вертолеты были вынуждены покинуть район боевых действий.
Когда В. Пикин увидел, что вертолет Стрельникова В. подбит, он, развернувшись поспешил на выручку. Снизу ему навстречу тянулись свинцовые трассы зенитного пулемета. Рискуя оказаться сбитым, комэск продолжал снижаться, поставив паре боевых вертолетов задачу на прикрытие.
Взрывы НУРСов заставили душманов залечь. Пикин тут же посадил свой вертолет рядом с подбитой машиной, забрал ее экипаж и взлетел под ураганным огнем опомнившихся бандитов.
Засада душманов была рассеяна: путь мотострелкам открыт. За этот подвиг подполковник Виктор Пикин награжден орденом Красного Знамени.

Это был не первый вылет капитана Викторйа Карпухина в этот день, - 4 ноября 1985 года.
Подразделение десантников, выполнявшее боевое задание, попало в засаду. Численное превосходство душманов, хорошее знание ими местности поставили наши силы в затруднительное положение. Весь день, четверками, устремлялись вертолеты туда, где шел бой, нанося противнику ощутимые удары. К вечеру бандгруппа была смята, отброшена к кишлаку, но сопротивляться не перестала.
У десантников появитесь тяжело раненные. Снять их из районе операции вызвался командир экипажа капитан Б. Карпухин.
Когда В. Карпухин привел вертолет к десантникам, землю уже окутала непроглядной темнотой ночь. И только у подножия оскал мелькали огненные вспышки: душманы продолжали отстреливаться. Несколько раз заходил вертолет на посадку, отыскивая поисковой фарой подходящий участок на незнакомой местности. Наконец, он коснулся земли колесами, вздрогнул и замер, рассекая воздух тяжелыми лопастями. Когда раненые были на борту, вертолет взмыл в небо. И только огненные строчки душманских очередей еще долго и зло летели вслед вертолету.
Капитан Виктор Карпухин за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, награжден орденом Красной Звезды.

Экипажи вертолетов офицеров В. Жирнова и А. Кашина работали над изрыгающим огонь обширным районом обороны крупной душманской банды. Нелегко было удерживать винтокрылые машины на боевом курсе: с земли навстречу им кучно неслись дымные струи очередей крупнокалиберных пулеметов. Вдруг вертолет Жирнова вздрогнул и выпустил язык пламени. Подбит!
Двигатель замолк, но винт продолжал вращаться и машина приземлилась прямо в расположении банда. Кашину было видно, как зашевелились душманы, намереваясь захватить экипаж. Тогда, не прекращая вести огонь, вертолет Кашина пошел на посадку. Вскоре он сел рядом с горящей машиной Жирнова. Под огнем бандитов вертолетчики помогли подбитому экипажу перебраться в свою машину. Еще секунда, и боевой вертолет вместе со спасенными взмыл в воздух.
"Сам погибай, а товарища выручай" - такой закон у советских воинов. И вертолетчики не изменили воздушному братству.
За этот подвиг капитан Александр Кашин награжден орденом Ленина.

20 апреля 1985 года командир эвена вертолетов МИ-24 войсковой части 2178 майор Геннадий Павленко получил задачу на боевой вылет: предстояло обеспечить десантирование наших и афганских подразделений в районе к. Андхой.
Вертолеты звена поднялись в предрассветное небо. Первую пару вел сам Г. Павленко. Он понимал, что душманы не позволят им просто так высадить десант. Предстоял бой.
Как только винтокрылые машины достигли указанного района, казалось, спавшая земля, вдруг ожила огненными вспышками. Со всех сторон к вертолету потянулись пулеметные очереди. Сомнений быть не могло: душманы. Вертолеты, устремившись к земле, легли на "боевой". Выпущенные с борта НУРСы вздыбили на земле фонтаны огня и пыли. С первой атаки заставил замолчать зенитную установку майор Павленко. Развернувшись, он снова пошел на "боевой". Там, где только что пульсировали вспышки выстрелов крупнокалиберного пулемета, вздыбилось пламя.
МИ-8 в это время начали снижение. В бой вступал десант. Павленко прикрывал их действия, снова и снова переводя вертолет в атаку. При выходе из одной из них получил доклад о попаданиях в машину. Но еще два раза заходил на "боевой", прикрывая отход МИ-8. И только потом последовал за сослуживцами.
13 огневых точек бандитов с расчетами уничтожил Г. Павленко в том бою. Это был его 700 боевой вылет.
Майор Г.Павленко награжден высокой наградой Родины - орденом Ленина.

ПРАВО БЫТЬ ВПЕРЕДИ
Повсеместно,
Где скрещены трассы свинца.
Где труда бескорыстного
невпроворот, Сквозь века,
на века, навсегда, до конца:
- Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!
Александр Межиров

Есть много условий, определяющих исход боя, но главнейшим всегда остается подготовка людей, создание их настроя на победу. Здесь дело - за политработником.
Да, в Афганистане воспитывают и агитируют сама боевая действительность, изощренная жестокость врага, поразительная неграмотность и бедность народа, почти повседневный, ставший буднями личный риск. Но ничто не заменит личного примера политработника. Даже само присутствие офицера рядом - в атакующей боевой машине, в цепи, в траншее, - под огнем, прибавляет уверенность солдату и младшему командиру. Там даже одно слово, вовремя сказанное, идет в наступление.
Профессия политработника, возлагая на офицера особую ответственность за людей, товарищей по оружию, дает ему и право быть впереди, там, где совершается главное, где всего нужнее личный пример и воодушевляющее олово коммуниста...

Подразделение войсковой части 2099 10 марта 1987 года было десантировано в район, где окопалась крупная банда душанов, обстрелявшая ракетами советский город Пяндж.
Одну из групп, которой первой предстояло высаливаться у кишлака, возглавил политработник старший лейтенант Сергей Антонов. Бой вспыхнул сразу же, безжалостно разорвав полуденную тишину очередями автоматных и хлопками гранатометных выстрелов. Именно сюда устремились, услышавшие гул вертолетов, душманы, надеясь вырваться из кишлака до его блокирования. Но не успели. Десантники открыли ответный огонь.
В первые минуты боя Сергей Антонов получил ранение в ногу. Но, несмотря на боль, продолжал вести бой, отдавая четкие команды подчиненным. Душманы ожесточенно рвались вперед. У десантников еще появились раненые. Но никто из воинов не дрогнул. Пример замполита придавал силы. Он был там, где становилось труднее всего.
Когда Сергей Антонов получил второе ранение, бандиты уже отходили. Только тогда Антонов вышел из боя.
Отважный политработник награжден орденок Красной Звезды.

В декабре 1987 года подразделение войсковой частя 2042 оказывало помощь афганским товарищам в сопровождении транспортной колонны. В последнее время в этом районе участились провокационные вылазки мятежников - нужно постоянно было быть начеку. Внимательно наблюдали за окружающей местностью старший лейтенант Виктор Казаков и его подчиненные.
...Душманы применили свой излюбленный прием: ударили из засады по середине колонны, рассекли ее пополам. Мгновенно сориентировавшись в сложившейся обстановке, мотострелки открыли по противнику ответный огонь. Умело и решительно командовал подчинеными Виктор. Находясь на самом опасном участке, политработник принял огонь бандитов на себя.
Получив тяжелое ранение, В. Казаков продолжал руководить действиями мотострелков. Был обеспечен выход боевой техники, транспортных машин из-под кинжального огня бандитов в упор. А вскоре были отброшены назад и бандиты. Разгром их завершит уже без офицера В. Казакова, который так и не выпустил из рук оружие.
Коммунист старший лейтенант Виктор Иванович Казаков посмертно награжден орденом Красного Знамени.

С времен Великой Отечественной войны в наши дни пришла традиция: в период самых трудных испытаний связывать свою жизнь с партией. В суровый час перед наступлением многие воины тогда писали: "Хочу идти в бей коммунистом". Вступая в ряды ленинской партии, боец - фронтовик знал, что принадлежность к ВКП(б) не дает ему никаких приведений, кроме одной: первому подниматься а атаку и увлекать за собой других, насмерть стоять на завоеванных рубежах, не щадя себя, сражаться с врагом.
И в Афганистане, где рядом живут в человеке честь и долг, осознав себя бойцами не только в силу обстоятельств, но и по характеру, солдаты вступают в партию. Как правило, перед боем. Вступают, зная, что самые трудные дела будут возложены на них, коммунистов...

Далее, часть -4>>>

Категория: Cтатьи | Добавил: Афган (27.03.2010)
Просмотров: 2507
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright © ПВ Афган 08.07.2006-2024
При использовании материалов сайта ссылка на //pv-afghan.ucoz.ru/ обязательна! Хостинг от uCoz