Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Cтатьи

Категории каталога
Cтатьи [210]Газеты [87]Журналы [27]Воспоминания [54]
Рассказы [15]Стихи [346]Книги [36]Сборники [7]

Каскад-Карпаты
Сергей Смирнов: О реликвиях из моего архива




[info]specnazspn



   Посвящается встрече Команды "Карпаты-1", отряда СпН "Каскад"-30 лет в строю

       Не могу понять, как получилось у ребят такое фото.

Вот уже который год, обращаясь по необходимости к материалам своего личного архива , с особым чувством беру в руки дорогие для меня реликвии – несколько обгоревших страничек  из  ГДРовского карманного атласа мира и пожелтевшую, ветхую газетную страницу, на которой рукой отца написано: «Газета «Правда», 4 октября  1981г.».
Он прислал ее  мне туда , где рождалась статья, к сожалению,  ныне уже покойного корреспондента газеты  И.Щедрова , озаглавленная «Афганистан: будни далекой провинции». Начинается она так.
 
   Фото Сергея Климова: "Баня".

«О провинциях Фарах и  Нимроз на дальнем юго-западе вы не прочитаете в туристических справочниках. И добираться туда по бездорожью пока нередко прходится  несколько дней «на перекладных». Ведь расстояние до них из ближайших крупных центров – Кандагара или Герата – измеряется несколькими сотнями киллометров. Зона «Юго-запад» граничит сразу с двумя государствами – Пакистаном и Ираном. Словом, край земли афганской.

Автоколонна с продовольствием и медикаментами , вышедшая накануне под прикрытием  бронетранспортеров из гератского уездного городка Шинданд, благополучно пройдя  почти весь путь, всего в 10 км  от Фараха попала на заложенные диверсантами мины. Снова жертвы…».

    На полях уже моя надпись: «Валерий Белов, 5 августа 1981 г.».

    Ранним утром этого дня оперативно - боевая  группа команды специального назначения КГБ СССР «Каскад - 3» выдвинулась из Шинданда в провинциальный центр Фарах на замену личного состава команды «Каскад-2», полугодичный срок пребывания которой на территориии ДРА к тому времени истек. У нас же впереди были девять месяцев «краткосрочной» загранкомандировки. Многие из офицеров были уже не новичками в Афгане – прошли «обкатку» в составе команды «Каскад-Карпаты» или, как мы говорили, в «Первом  Каскаде», история которого началась с памятного для нас Приказа КГБ СССР № 00100 – ОВ от 22 июля 1980 г.

    Не буду говорить обо всех, но лично я отъезд в Фарах ожидал с нетерпением – уж больно разителен был контраст в прродных условиях между выжженной «Долиной Смерти» в окрестностях авиабазы Шинданд и буйной зеленью долины  реки Фарахруд – одной из двух наибольших рек страны. Не зря с легкой руки нашего барда и  менестреля Юрия Кирсанова за Фарахом закрепилось прозвище «Фарай».

    Новшеством для нас  стало то обстоятельство, что так называемый «приписной состав» спецрезервистов команды, еще в «Каскаде-2» сменили  солдаты - срочники

Погранвойск Комитета госбезопасности. Водители автомашин и БТРов, пулеметчики и радисты – все они были пограничниками второго года службы. Некоторые  уже успели получить боевые награды, другие были представлены к ним.


    Вечером накануне  отъезда часть команды, наслаждаясь вечерней прохладой после изнурительного дневного пекла, сидела на крыльце казармы, выстроенной нами «хозспособом» еще в «Первом Каскаде». Курили, травили солдатские байки, анекдоты, упомянули и предстоящую передислокацию. Тут-то я и услышал фразу, которой не придал значения, но почему-то запомнил. Один боец сказал другому : «А знал бы ты,как не хочу я ехать в  этот Фарах!» и добавил несколько крепких, но  совсем не печатных слов. Только позже я узнал, что этим бойцом  был «кубанский  казачек» водитель ГАЗ-66 Валерка Белов –«дембель», служить которому оставалось чуть больше  трех месяцев.

    Колонна – несколько атомашин ГАЗ-66, топливозаправщик с дизтопливом под прикрытием БТРов бойко одолела сотню с лишним километров бетонки Герат –Кандагар и  свернула на  битую –перебитую грунтовку. Чтобы не глотать уже накалившуюся  дорожную пыль с разрешения старшего колонны  «майора Абдулло»

(так его прозвали наши афганские коллеги – контрразведчики из  ХАД Шинданда) – киевлянина  Леши Алексеева – увеличили дистанцию между машинами. Жара повыгоняла личный состав на броню. Да я и не возражал, хотя это и было в нарушение всех инструкций, т.к. на открытой местности, где шла колонна , на броне было безопаснее, чем в БТР, окажись на дороге мина. Мой водитель даже ухитрялся вести  10-ти тонную махину , сидя на  обрезе люка и вращая баранку… ногами.

Я сидел на обрезе правого переднего люка, на голове - шлеммофон.

    Жара и монотонность равнинного пейзажа с горными  хребтами по горизонту расслабляли и притупляли внимание. Далеко впереди стали видны размытые очертания старинной крепости в окрестностях Фараха: значит скоро город.

    В этот момент мощный  глухой разрыв, сопровождавший темнобагровую вспышку, мгновенно стряхнул полусонное оцепенение, больно ударив в уши. На всю жизнь в память врезалась картина: полулежащий в правом кювете ГАЗ-66 с откинувшейся вперед кабиной, столб густого черного дыма над ним и взлетевшая высоко вверх вращающаяся «баранка» в сопровождении каких-то черных лохмотьев. Секундный стрес мгновенно снимается криком Алексеева в наушниках шлеммофона: «Кто стрелял ?! Кто стрелял?!». Удивляюсь своему спокойствию, но позже, тихо отвечаю: «Леша, спокойно, «ключик» поймали…». Не знаю, кто автор, назвавший дорожные душманские «подлянки» «золотыми ключиками». Видимо, по аналогии с Полем Чудес в Стране Дураков. Два ведущих БТРа сошли с дороги в неглубокий кювет, колонна стоит. Со всех четырёх сторон мы открыты для всех глаз и прицелов, включая оптические. Всё, умеющее стрелять делает колонну похожей на ощетинившегося ежа . Ребята срываются с брони и несутся к ГАЗону . Да, надо дать команду « Стоять! Назад!», ведь по канонам диверсионной работы минирование проезжей части дороги сопровождается минированием обочин противопехотными минами. Но в этот раз нас Бог милует.

До дымящейся машины добежать не успеваем – взрывается пробитый осколками бензобак и тентованный ГАЗ-66 превращается в жерло вулкана. В мозгу стучит смертельная калькуляция : 10 ящиков (не цинков!), в том числе трассирующие, пять ящиков РГД-3 и три Ф-1 с запалами, 50 кг. тротила, пластид… О месячном запасе провизии и личных вещах, лежащих в сумках и чемоданах в кузове грузовика, мыслей нет абсолютно, пока в пламени не происходит ярко голубая вспышка : «скончалась» десятилитровая канистра с 96% медицинским ректификатом.

Спустя несколько минут, возникает смертоносный фейерверк – начали рваться патроны, трассеры вылетают из- под каркаса кузова на несколько десятков метров. С гранатами и взрывчаткой особых проблем нет – РГДшки со звуком хлопушки лопаются пополам, «начинка» выгорает ярким пламенем с ядовито – желтым дымом. У «Феньки» (Ф-1) должна выгореть пластиковая пробка, после чего взрывчатка в ней также сгорает или вытекает, как нагретая смола.

Вот под такой «салют» ребята подбирают в метрах 20-ти от машины радиста – Валеркиного спутника и напарника – с тяжелейшей контузией и легко раненого (как потом оказалось, у него была пробита барабанная перепонка левого уха), но живого! Двигатель ГАЗ-66, расположенный между водителем и пассажиром, спас ему жизнь. А спустя несколько минут, подбираем самого Белова. Увы, с такими травмами, о которых медики говорят : «несовместимы с жизнью». Он погиб мгновенно. Обгорелое изувеченное тело едва прикрыто лохмотьями обгоревшей униформы. Судя по всему, сила взрыва была расчитана на тяжелую бронетехнику – танк или БТР.

Как показал последовавший «разбор полётов» мощный противотанковый фугас был установлен на выезд из города, чтобы не допустить выхода тяжёлой бронетехники четвёртой афганской погранбригады и других правительственных войск, дислоцированных в Фарахе, на поддержку проводившихся в то время контртеррористических операций (используя уже современную терминологию) в районе горного массива Луркох.

Дорогу в месте подрыва пересекал арык, заключённый в квадратную железобетонную трубу. А по обе стороны от неё – в колеях на грунтовке – образовались довольно глубокие выбоины. Для восьмиколёсного БТРа они практически не заметны. Но кто осудит водителя грузовика, пожалевшего машину?… Железное правило водителя идущего в колонне в тех условиях : колея в колее. И , тем не менее … Малейшее движение руля в лево привело к трагедии – левое переднее колесо ГАЗа вдавило иглу взрывателя в капсюль – детонатор фугаса.

Проходит еще несколько тягостных минут и со стороны города доносится до боли знакомый и всегда долгожданный чирикающий звук : к нам на бреющем полёте приближается пара МИ-8 –х. Даём серию зелёных ракет – «свои». Вертушки делают круг и ведомый садится на грунт несколько поодаль от дороги – необходимая предосторожность : а вдруг все-таки противопехотки по периметру. Загружаем на борт завернутое в брезент тело Валерия, его находящегося в шоке спутника и водителя ещё одного ГАЗ-66 – Валеркинго земляка - одногодка. Он в глубоком шоке от случившегося и пользы от него, как от водителя – никакой.

Уже позже узнём, что шиндандской базой после выхода нашей колнны по маршруту была получена шифровка о минировании дорог в окрестнстях Фараха. Мы в это время, учитывая растояние и сильно пересечённый рельеф местности,  временно находились вне радиосвязи. Наши, приспособленные к движению в колннах КВ-радиостанции, именно на близких расстояниях (100-200км.) и с учётом горной местности, иногда давали сбой. В воздух подняли вертушки – предупредить колонну – и опять трагическое стечение обстоятельств.На авиобазе произошла частичная ротация лётного состава, пилоты ещё ни разу не были в Фарахе – также как и наш коллега – офицер из штаба команды, который вылетел на ведущем МИ-8. В результате они «промахнули» поворот с бетонки, уйдя значительно южнее. Итог известен. Минуты решают всё.

Вертолёты взлетают курсом на Шинданд, а мы, сойдя на грунт идём напрямик, форсируя с ходу несколько неглубоких арыков. До расположения добираемся без особых проблем, но понятно, что радость встречи со старыми друзьями безнадёжно испорчена.

Через несколько дней посещаем место трагедии, осматриваем обугленный остов грузовика, ближайшие окрестости. Тут- то и нахожу несколько страничек из атласа, лежавшего в моей сумке. А в казарме, на базе в Шинданде, появляется именная койка. Над ней искарёженный «Калашников» В.Белова и копия Указа о награждении его орденом Красного Знамени (посмертно).

Там же в «Каскаде-3», появилась и песня, посвящённая памяти Валерия Белова.

Бесхитростны слова и не всегда удачны рифмы, но позволю себе привести её без редактирования:

Проложен путь с Шинданда до Фараха.

Не первый раз по этому пути

Пришёл приказ команде «Каскадёров»

Машины, бэтээры провести.

 

Звучит команда:»Трогаться колонне»

Завёл машину русый казачёк –

Белов Валерка родом из Кубани –

Посланник от советских погранвойск.

 

Спокойно ехал грузовик военный

Бронёй товарищей от смерти он прикрыт,

Вёл с другом разговор обыкновенный.

Ведь дембель был уж не горой прикрыт.

 

Судьба решила так, а не иначе:

Машина налетела на фугас.

Не слышно больше пения мотора.

Валерка навсегда ушёл от нас.

 

А где-то на родной земле кубанской

Мать сына ждёт: «Вернётся вот домой

В зелёной форме он с земли афганской,

С улыбкой, без награды, но живой»

 

Здесь ждали не такого самолёта.

Стоит народ, встречает земляка.

И стон, и крик в моторов рёве тает.

Несут его солдаты на руках.

 

Не станет, не обнимет он родную

Старушку – мать и хмурого отца,

Ведь жизнь свою отдал он за Россию

И за народ афганский до конца.

 

Навек осталась память о тебе,

Солдат из спецкоманды «Каскадёров».

Ты жизнь отдал за счастье на земле,

Навек запомни.. Родина, шофёра..

 

Сергей Смирнов – ветеран отряда «Каскад», бывший заместитель командира оперативо-боевой группы команды «Карпаты-1» отряда спецназначения КГБ СССР «Каскад-3», председатель Всеукраинского благотворительного фонда «Каскад», полковник запаса СБУ, г.Киев
Всеукраинская газета "Спецназ"


                                        Юрий Кирсанов и Сергей Смирнов
                                        "Скоро трап нам подадут,
                                         Загудят винты привычно,
                                         Вот и кончился наш срок
                                        Этой службы заграничной"...
                                                                    (Стихи по памяти, точность не гарантирую...)




Источник: http://specnazspn.livejournal.com/23992.html?thread=31416

Категория: Cтатьи | Добавил: Sergei (20.12.2010)
Просмотров: 4398
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright © ПВ Афган 08.07.2006-2020
При использовании материалов сайта ссылка на http://pv-afghan.ucoz.ru/ обязательна! Хостинг от uCoz