Приветствую Вас, Гость! | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

» Воспоминания

Cтатьи [211] Газеты [87] Журналы [29] Воспоминания [54]
Рассказы [15] Стихи [367] Книги [38] Сборники [7]

Операция "Куфаб-84" (Вылеты ДШГ ММГ-3 "Чахи-Аб")
Операция "Куфаб-84"
Из воспоминаний Липовских Александра, в 1984 г. ст. л-нта, командира НДШПЗ ММГ-3 Чахи-Аб.

Во второй половине июля нас сняли на Шуробад.

Из фотоальбома Василия Ульяныча - «ДШГ в ожидании бортов: Союнов (в центре) играет в шахматы,а "судит" переводчик Файзулаев,остальные "РЕЛАКСИРУЮТ".»

Вертолетная площадка у Чахи-Аба….Вот так всегда ДШГ на бортах уходила с гарнизона в очередной «круиз»

мы с Янгикалинской группой как бы усиливали пянджскую ДШМГ...типа 4 и 5 заставы...прилетела керкинская ДШМГ...внушительная группировка бортов...готовились к операции на Куфабе...
Янги-калинской группой в этот раз командовал наш Володя Волков, Ртищев Виталя у них толи в отпуск, толи на замену ушел...а из опытных с опытом ДШ у них видимо кандидатур офицеров не было (а шутить с ентим делом не принято было)...

Сильная встряска насчет потерь в джавайской операции сделала сильный крен на боевую подготовку, то бишь на занятия перед высадкой-очень много бегали-стреляли, верней стреляли бегая...тут очень резко в лучшую сторону наши АГСники выделились, стреляли на голову лучше всех...сказались наши ненавязчивые тренировки в ммг...некоторые из представителей опергруппы были удивлены такой резкой разницей...фоту занятий тех дней я выкладывал...
После такой тяжелой операции - да перед высадкой неизвестно куда...вот это была действительно боевая подготовка...без всякой тупой муштры военной...сильная атмосфера...

Самого замысла-вымысла -домысла ентой операции я не знаю, началось все с длительных сурьезных обстрелов Калай-Куфа (гарнизона нашего от Хорогского отряда) увы с потерями нерядовыми, потерей там МИ-24 с членом экипажа, высадки туда части пянджской дшмг тоже не без потерь...

Ожидание на взлетке перед погрузкой в борты помог один эпизод скрасить, приходила на Шуробад колонна взвода подвоза-УРАЛы дизельные....боеприпасы-бомбы наверно привозили (прошло уже чуть больше полгода как я с подвоза ушел). Пацаны - водилы собрались...человек 8-10...болтали. то да сё...каламбурили со мной, с нашими с ДШ.
Но над душой все одно - ожидание это висело...и один Урал вдруг погнал кудато ...привез с 10 здоровых арбузов...типа от взвода подвоза...бродягам горемычным...выброски в горы чужие ожидающим...както это особо приятно было, потому и запомнилось...
В подвозе,как понял, прижился каламбур мой, когда Краву с перепугу ощупывал после подрыва Урала в декабре 83...он, ошарашенный еще, все про машину переживал...типа новый, классный Урал и прочее- и вырвалось у меня, тоже достаточно ошарашенного но убедившегося что Крава цел и даже бурчит ересь какуюто про железо... (первый взрыв машины прямо на глазах)....Ерунда! По железу мамки не плачут....
...подумалось, скоко же всего уже прошло-намоталось на память за енти месяцы бурные, как далеко уже стал Крава в искореженном дымящемся Урале...переправы...колонны...

типичная картина Куфабских операций…

Нас выбрасывали на летники от Калай-Куфа по речке Абшипун, впадающей в куфабку у Калай-Куфа....это на 12 километров выше от места их слияния. летники так и назывались Абшипун...Там мы должны были сидеть очень тихо, шоб никто не догадался, шо мы там есть. ??? По тому маршруту подразумевалось - Абдул-кадыр с остатком своего войска из Джавая должон выйти в Куфабское ущелье...по трудным тропам через ледники вечные...а тут мы скрытные-невидимые...Токо со скрытностью как то сразу не стало срастаться...так как высокогорье. всю группу усадили в 10 МИ-8, прикрывали 6 МИ-24/

короче наше тихое появление там проходило под такой дикий грохот стада вертолетов, усиленное эхом гор, что горы и жители летника еще неделю тряслись...уверен что с момента образования там гор этих и до конца жизни Планеты Земля такого грохота там не было и не будет...(может мы там на самом деле только демонстрировали таким макаром, что направление перекрыто- но до ентой мысли я уже позже додумываться начал)
Тропа на которой мы сидели тоже явно не походила на "ту единственную" по которой пойдет супостат...от близости ледников по ночам было достаточно прохладно, иногда борты что-то нурсовали в горах, шоб видно заряженными домой не возвращаться...операция шла гдето в самом Куфабском ущелье. но мы в этой щели не могли даже радиопереговоры других групп прослушивать для любопытства...шелестела авиация реактивная парами иногда вдоль ущелья, ухали гдето далеко бомбы...

Площадка над летником «Абшипун»…естественный необратимый процесс одичания медленно но уверенно делает свое дело…(снимок постановочный, реквизит сделан только для снимка, в деле не применялся…с автоматом все-таки понадежнее немного) на смену замполиту (ФИО не помню) прибыл уже Александр Сурженко, с отпуска.(пухленький-отдохнувший)…

...Замполитом нам прибыл Саня сурженко с 3 пз, розовощекий пополневший с отпуска, появилась отдушина для души...смотреть як он худеет постепенно принимая наш нормальный вид бродяг бездомных...нет счастья больше-чем горе товарища...

...ранним утром нас внезапно сняли с площадки, утро...половина еще в спальниках...по рации с КП говорят...через пару часов готовтесь к снятию...токо выключились со связи...рокот вертолетов...от них по рации-ну где вы там, мы за вами...мало что в панике собраться нужно с перепугу контуженными...до бортов еще метров 200 спускаться...картина еще та...живописная...

высадились над Пашаром на плато, там была Янги-калинская группа с нашим Володей Волковым, и с ним 7 человек бандюков Кильмуддиновцев, родню их Шейхо и Шасафар ликвидировали всю...по своим междусобойчикам...и они как "кровники" с нами за подмогу и проводниками...поджарые, серьезные,конкретно на войну настроенные...и только на неё...и несмотря что бандиты, доверие определенное они внушали, что редко к сарбозам испытывал...высота называлась 3785 или 3875...коломбур какойто с цифрами этими сочинили...вот и запомнилось
километрах в полутора и чуть ниже был виден "микрон" пашара...пуляли от туда по ночам от скуки..дна ущелья не было видно, но группы в засады спускались, недалеко в шели сарбозов сильно побили, у наших стычки были...несмотря что ента высота была выше...по ночам было заметно теплей...ледников рядом не было...

Поставили нам задачу, ночным маршем выдвинуться к летнику бохаро (один из трех-бохаро по картам)
Янгикалинцам примерно в томже направлении но чуть в другое место...настаивали...именно ночью...а ночи как раз безлунные были...

Ну мы и двинулись...на ощупь...метров 200-300 до первых нагромождений скал и валунов под несколько метров каждый, дальше куда мордометром не ткнешься-везде каменная стена...как в бункере....подсобрались в кучку поплотнее...сели-притихли и так до начала рассвета...
и в этот день полазили мы по скалам Куфабским с мешками нашими, да со спальниками знаменитыми нашими....самыми, самыми...блин бандюки тупые были, что с итальянскими легкими спальниками ходили...темнота...нашим ватным и камнепад устроить можно...да и вообще он самый самый в мире...ватный
вымотались в конец, ближе к летнику в щели через язык ледника переползали, а он застывшим водопадом круто в пропасть уходил....скользкое место...Союнова стаскивать начало...завис он на гране фола...короче в итоге его мешок, мой и еще чейто улетели вниз-пришлось пожертвовать-зато Союныч был с нами и подколки ото всех....мешки достали токо через двое суток...под конец лезли по какойто высоченной стене, ступеней выступов было сного...но была она длинная и почти вертикальная...к летнику выползли никакие...как СПГешники бедные выползали...видел...но до сих пор понять не могу...сидели у летника на скалах крутых, только сзади подступы сверху неприятные были...Союнов какого-то языка выловил...внизу...не видно сарбозы воевали с какой-то пянджской группой...

Помню. отрадно наблюдать было, и не мне одному, как Александр Сурженко (отпускник вчерашний) быстро худел и принимал обычный вид горного бродяги бездомного…то есть, становился- как мы все… снимок сделан у летника Бохаро

зато новости из эфира теперь слушать можно было...групп 18 на связи на приеме...ну и прорывалось иногда интересное...командир группы боевой выходит под звуки стрельбы (это ниже нас, где сарбозов зажали)...нужны патоны к пулемету...и транаты для АГС...на КП клерк интересный завелся...куда вы свои дели...не могли так быстро расстрелять...вот мы сейчас...в ответ-да пошел ты и выключился...Клерк начинает в эфир обращаться-кто с ним связь имеет-ответьте...это хорошо коды сеть в эфире большая...реплики, которые клерку в эфире клерку передавали инкогнито-это верх народного фольклера...
а народ наш как известно манерам аристократическим не обучен...

Александр оборудовал себе «логово старшины» снимок сделан у летника Бохаро

переговоры тоже запомнил...бандиты отошли по шели квадрат....но там же нет щели, там стена....это по карте стена...а тут щель полторы тыщи метров глубиной...так как летчики посчитали, что подсесть к нам не возможно...летчики начали нас бомбить сухпаем, баночки как кассетные бомбы по камням разлетались. хлеб тоже-разрывался и с пыль. золой вонючей смешивался...зачем у них скорость горизональная такая большая и зачем с такой высоты....грубо---бесцеремонно... при всем уважении к вертолетчикам-эти были уроды...ведь просто людей могли покалечить...

снимок сделан у летника Бохаро….ну врать не буду ребята…понтовался тодыпо молодости перед объективом…нямного позировал…

поступила команда готовиться назад возвращаться...мы перед КП вопрос ребром, с СПГ по новой тащиться-людьми рисковать...уперлись так...что с Кп к нам начальник подсел мужик вдумчивый-мудрый...назад тащились без СПГ...шли очень тяжело...головной группой со всеми предосторожностями, кильмуддиновцы просто порхали от камня к камню...было очень неприятное чувство что "нас пасут"...а в скалах этих-как не крутись - головной группе если что....мало шансов остается...

На прежней площадке встретились с янгикалинцами они чето там у себя постреляли немного...вечером подошел к Володе Волкову, он сидел и потихоньку разглядывал в бинокль скалы бесконечные...он спросил меня...не чувствовал ли я чего когда сюда щли...я сказал, что было противное чувство что нас постоянно "пасут"...он говорит, вот скоко смотрю...ну ничего подозрительного...но у меня такое же чувство...к ночи между делом как бы чуть пулеметы переставили...АГСы...переночевали...

Это мы с Бохаро завершили переход на площадку Янги-Калинской группы над Пашаром, Володя Волков встречает на правах хозяина на краю плато, я шел в головной группе…рассупониться уже успел…Саня Сурженко токо подошел…в доспехах весь еще…похудание после барского отпуска шло у него ударными темпами…

Снимали нас с этой площадки утром в 9 часов на Шуробад, Кильмуддиновцы остались на ней, собираясь спуститься днем к Пашару...где-то в 10 часов они были уже обложены двумя сотнями бандитов...плато то удобное было чтоб 50-100 человек его держать...а семь человек это мало для той площадки...бой они вели несколько часов, двоим раненым командир их сказал к Пашару пытаться спуститься...держались они там до последнего...последним был их командир- сухонький...расстреляв из Ак все, у самого края уже площадки...разобрал автомат и по частям в пропасть выкинул, портупею вышитую красивую изрезал и в пропасть...из пистолета отстрелял все-разобрал и в пропасть...затем подорвал себя...к вечеру туда сели Керкинцы помоему- в районе площадки было 60!!! трупов бандитов...

/Сняли нас на Шуробад...вроде операция закончилась...но могла быть еще какая-то высадка...у руководства на основании статистики определенной стало как-бы мнение вообще насчет куфаба прорисовываться - район по площади около 3 % площади пограничного афганистана занимает, но процент потерь по людям дает иногда до 30% при минимальных результатах...обсуждалась вообще целесообразность здесь проведения крупных операций...

Здесь на шуробаде мне напомнил о себе Джавай - верней наша жуткая эпопея в нем под Варфадом...
В некоторых ситуациях шестым чувством иногда стал улавливать, что пянджские ребята (рядовые-сержанты) как бы корректно-доброжелательно относятся...тут выпало дежурным быть по вольно-десантному шуробаду...стоял у столовой, подразделения типа встречал )нудно-банальная дежурная обязанность)...строй пянджцев подходит...а в енто время из-за угла товарища одна по виду из хоз-моз-обоза...самая понтующаяся категория...я ему иди в строй-он я типа вольная птица...понтонулся и за угол....строй заставы пянджцев уже стоит-сержант доложил - заходят...парой слов с сержантом перекинулись по текучке...но по атмосфере почувствовал-не понравилась им эта сценка...
отстоял...пошел за столовую к кухням - присутствие военное обозначить...да и может уже у ентого понтующегося хоз-моз-обозника..уже как частное лицо...о погоде поговорить...
а там темно, кухни полевые пыхтят. дизелек какойто тарахтит, лампочки светят...и то ослепляют...то за перегородками...темнота полная...ну я по темноте подхожу...хоз-моз-обозник-три парня перед ним...локтем на горло к стене вдавили...и очень категорично что-то растолковывают...я чуть ближе...и четко услышал фразу...это тот лейтенант... с Варфада...ну и я в тень дальше...

вслух-то особо не обсуждалось, но знать не забыли они, как мы вместе с ними за их ребят на Джавае пластались...

/В верхах мнения разделились-завершать операцию или еще этап экспромтом накрутить, через пару дней шли на высадку со странным чувством, все равно сказали- через пару дней все свернут и вернемся...сели вместе с Янги-калинцами у перевала какогото, на вторые сутки сняли...от площадки этой и в голове ничего не осталось...

Из фотоальбома Василия Ульяныча « ДШГ в "парадном" строю. После этого , как всегда, на обед поросенок». Возвращение с летнего Куфаба, Володя Волков, руливший Янги-Калинской группой тоже прилетел с нами…как то в такой момент возвращения вдруг подумалось – а ведь мы все каждый раз возвращаемся уже немного другими….

прибыли на Чахи-Аб (фоты эти по прилету ДШ Василий Ульяныч выложил на сайте) и вот стоя в такой ситуации...глядя на ребят - мысль четко обозначилась - а ведь мы всегда возвращаемся из круизов таких уже немного другими...

Из фотоальбома Василия Ульяныча «ДШГ после операции(в центре Сурженко А.,Попов А., Липовских А., Волков В. и Палаткин А.)» для пущей истины Александр Попов специалист по СПС. В составе групп не числился в силу специфики работы, встал за компанию….

вылетел в отряд после всег этого на побывку...справки-писульки там какието нужно было сделать...и опять джавай о себе напомнил с самой неожиданной траги-комичной стороны...
Зашел в тыл за какойто справкой-бумажкой....а женщины говорят - не дадим...вы у нас должник...какимито проверками-сверками шмутного хозяйства выплыли на меня четыре плащ-палатки, с которыми мы рванули пянджцев на Джвае вытаскивать...потому как сначало нас на четверых сориентировали (а то бы мы 12 взяли), ну и с телами так они и ушли...
Про Акт приема-передачи имущества казенного мне объяснили...что теперь из яго отсутствия объяснительные соучастников требуются, показания свидетелей и прочее...

Блин, ну никак у меня в голове не вязался тот ужас, кровь, злые точные выстрелы, тела порубленные-еще теплые, мандраж организма-желающего дожить до рассвета...с актами казенного имущества...
отмахнулся...сказал, считайте на скоко я провинился...заплачу и дело с концом...тему заплатил и снял...но гдето в глубине души внутренний голос недовольно пробурчал-не нравиться мне маразм ентот...поквитаюсь с тылом нашим славным...

Категория: Воспоминания | Добавил: Путник (02.04.2010) | Автор: Липовских Александр